Хрусталёва, А. С. Бриллианты моей бабушки : рассказы невыдуманной жизни / Александра Хрусталёва. – Мурманск : Мурманское отделение Литфонда России, 2004. - 240,[1] с.: ил.
Не знаю почему, но обращение, принятое на су дах, —просто по отчеству —сближает и служит призна ком доверия и авторитета. Это на судне, но в УКК и мореходном училище оно казалось мне неуместным, и я в таких случаях курсантов всегда поправляла. Не так просто было завоевать авторитет у взрос лых, иногда пожилых, много повидавших людей. Не всякий инженер приживался в комбинате в качестве учителя. Отсутствие же у преподавателя морской прак тики воспринималось учащимися как незнание пред мета вообще. Инженер из техотдела «Мурманрыбы», хороший специалист, взялся по совместительству читать курс судовых двигателей внутреннего сгорания в группе механиков-дизелистов. В этой группе подобрались люди, работавшие раньше механиками или мотористами на комбайнах «Морзверрыбпрома», хорошо знавшие ди зели фирмы «Бурмейстер и Вайн». Начинающий же преподаватель не нашел нужным практически позна комиться с этими машинами. На первом же уроке по сыпались вопросы и поправки по схеме, нарисован ной преподавателем на доске. Он смутился, запутался, кое-как довел урок до конца и больше в УКК не появ лялся. Многим курсантам-практикам трудно было учиться в учебном комбинате из-за низкой общеобразователь ной подготовки. Часто они не понимали чертежей, курс черчения начинался одновременно со специальными предметами и был явно недостаточен. Я выходила из положения, давая детали котлов в изометрическом изображении, и быстро научилась ри совать на доске от руки. Но ученики не всегда поспе вали за мной. То, что я диктовала на уроке, они записы вали в конспект, а рисунки обычно просили не сти рать с доски и срисовывали их после уроков. С появлением на флоте котлов фирм « Гоуден- Джексон» и «Прюдон-Капуе» одними демонстрацион 225
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz