Хрусталёва, А. С. Бриллианты моей бабушки : рассказы невыдуманной жизни / Александра Хрусталёва. – Мурманск : Мурманское отделение Литфонда России, 2004. - 240,[1] с.: ил.

применять методы самостоятельного обучения. Дальтон- план, который, я и тогда не очень понимала, в чем он заключался, не могу сказать и теперь. И бригадный ме­ тод обучения: класс разбивался на бригады, которые самостоятельно изучали заданные темы, потом отве­ чал один из бригады, а оценки ставили всем одинако­ вые. Оценки были: «уд», «неуд», «весьма уд». Училась я на «уд» и «весьма уд», только за сочине­ ния часто получала «неуд». В нашей семье говорили не­ правильно: «дак» — вместо так, «евоный» — вместо его, «пирог с яблокам» — вместо пирог с яблоками, «ковды» — вместо когда, и многое другое. Так я и пи­ сала. Однажды учительница в классе прочитала мое сочинение вслух. Весь класс смеялся. Мне этот урок запомнился на всю жизнь. Я и раньше очень любила читать, а после этого случая стала читать еще больше, хотя это было не так просто. Моя кровать стояла в мастерской, и единственное время для чтения оставалось после того, когда все ложи­ лись спать. Днем было не до чтения. Школа, уроки, домашняя работа и помощь родителям в их портновс­ ком деле. Я зажигала маленькую керосиновую лампу, закрывала дверь в комнату и читала, читала. Иногда до утра. Кроме Чарской, Майна Рида, Марка Твена, чи­ тала прозу Пушкина. Почему-то очень запомнился «Князь Серебряный» А. К. Толстого. Любила читать о животных, потому что сама их любила и, по-моему, они ко мне тоже тянулись. Любую бродячую собаку я могла увести за собой, и, если бы не родительский запрет, у нас был бы полон двор собак и кошек. Уроков в ту пору задавали мало. Учиться было лег­ ко. Свободного времени оставалось достаточно. Но дома всегда находилось какое-нибудь нудное дело, и мы, де­ ти, так и норовили улизнуть на улицу. Зимой катались на тобогганах —это длинная, тон­ кая и широкая доска, загнутая спереди. Человек пять- 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz