Харламова, М. Н. Животный мир Мурманской области : учеб. пособие для обучающихся 6-7 кл. общеобразоват. учреждений Мурм. обл. / Харламова М. Н., Луппова Е. Н., Митина Е. Г. – Мурманск : Мурм. обл. ин-т развития регион. образования, повышения квалификации пед. кадров, 2007. – 176 с.: ил.

1. Назови наиболее известных представителей моллюсков морских водоемов Мурманской области. 2. Какова роль двустворчатых моллю­ сков в водных сообществах и в жизни человека? 3. Сравни между собой моллюсков, изображенных на рисунках, и поясни, по каким признакам они относятся к одному типу. § 15. Головоногие моллюски Баренцева моря Встречаются в Баренцевом море и представители класса Голово­ ногих моллюсков (рис. 28). Это наиболее высокоорганизованные из моллюсков. Они ведут активный образ жизни. В связи с этим у них хорошо развита голова и многочисленные «ноги» — щупальца. В щу­ пальца в процессе эволюции преобразуется часть обычной ноги моллю­ сков. Другая ее часть превращается в особый орган передвижения — воронку. Через специальную щель в мантийную полость всасывает­ ся вода, затем щель запирается особыми «застежками-кнопками», а вода с силой выбрасывается через воронку, создавая реактивную тягу. Вопросы и задания. Рис. 28. Кальмар - представитель головоногих моллюсков 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz