Харламова, М. Н. Животный мир Мурманской области : учеб. пособие для обучающихся 6-7 кл. общеобразоват. учреждений Мурм. обл. / Харламова М. Н., Луппова Е. Н., Митина Е. Г. – Мурманск : Мурм. обл. ин-т развития регион. образования, повышения квалификации пед. кадров, 2007. – 176 с.: ил.

человеку, долго их называли «зоофита» («животное-рас- тение» в переводе с грече­ ского). Только изучив строе­ ние губок под микроскопом и основные процессы их жизнедеятельности, ученые пришли к выводу, что это настоящие животные, хотя и низкоорганизованные. Тип Губки подразделяется на три класса: Известковые, Стеклянные и Обыкновенные. Эти живот­ ные прекрасно приспособлены к неподвижному образу жизни. От ме­ ханических повреждений и выедания хищниками их защищает скелет в виде мелких пластинок или иголок, расположенных в стенке тела. Игол­ ки могут быть минеральными, роговыми или иметь смешанную природу. Тело губок пронизано мельчайшими порами, через которые вода по­ ступает внутрь, а затем выталкивается наружу через устье, расположен­ ное обычно на верхнем конце тела. Стенки микроскопических канальцев и внутренняя полость выстланы особыми клетками, несущими на одном конце пучок ресничек и длинный жгутик. Непрерывное биение жгути­ ка создает ток воды. Вместе с водой внутрь тела попадают одноклеточ­ ные водоросли и бактерии, которыми питается губка. Пищевые частич­ ки подхватываются ресничками и перевариваются внутри клеток. Такой тип питания называется фильтрацией. Губки являются очень активны­ ми фильтраторами, очищающими воду от органических и минеральных частиц. Поэтому там, где поселяются губки, вода всегда чистая. Вопросы. 1. Опиши роль губок в сообществах Баренцева моря. 2. По каким признакам губок относят к царству животных? Рис. 14. Губки 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz