Харламов, С. Г. Мысли грустного оптимиста / С. Харламов // Мурманский берег : культурологический выпуск / Ассоц. творч. союзов. - Мурманск, 2007. - № 4. - С. 103-112 : ил.

Мысли грустного оптимиста высоком искусстве, способном соперничать с созданием другого в любом сценическом роде (или жанре). И, наконец, самое главное. Любой театр, как и любой человек, рождается, растет, взрослеет, мужает, стареет, да и естественный уход никто пока еще не отменил. В дан­ ной, вполне нормальной ситуации важно не проморгать самое страшное: значась в списках живых, действующих «театрально-зрелищных предприятий», с нарумяненным от афиш лицом, вдруг с ужасом обнаружить, что душа театра давно уже отлетела! Не приведи Господи, чтобы такое про­ изошло! «Мертвый» театр похож на паровоз, весь пар ко­ торого направлен в гудок. Направлять его больше некуда — ходовая часть изъедена ржой. Но гудит отменно громко, слышно хорошо. В таком театре декларируется одно, а де­ лается совершенно другое. Не по злой воле, а потому что неизвестно куда подевались профессия, мастерство, знания. В таком театре торжественно заявляют о собственной кон­ цепции и демонстрируют незнание основ ремесла. В «мерт­ вом» театре бухгалтер рассуждает о режиссуре, осветитель — о музыке, музыкант —о мастерских, завхоз —о литератур­ ной части, все вместе — об автотранспорте; все считают себя правыми, и... никто не умеет добросовестно делать свое дело. В 1943 году В. И. Немирович-Данченко призывал кол­ лектив «открыть форточку, пустить свежий воздух, про­ ветрить помещение», мечтал, чтобы прилетела Чайка и дала театру «здоровую затрещину». А ведь МХАТу тогда было всего 45 лет. Не послушали основателя, предпочли бронзо­ веть, обрастать орденами и званиями, и в результате - затонули, как «Титаник»... Поэтому не надо дожидаться грустного исхода, лучше засучить рукава и решительно, мужественно, твердо за­ няться выметанием вранья, ерунды и всего того, что мы пока терпим, вернуться к постоянному ученичеству, без 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz