Харламов, С. Г. Мысли грустного оптимиста / С. Харламов // Мурманский берег : культурологический выпуск / Ассоц. творч. союзов. - Мурманск, 2007. - № 4. - С. 103-112 : ил.

Сергей Харламов орать, визжать, петь, заставлять прихлопывать в такт му­ зыке. Вот здесь театр кончается и начинается нечто, не имеющее никакого отношения ни к актерской профессии, ни к честному, задушевному разговору. Скажите, кто и когда решил, что детей нужно непре­ менно веселить? Откуда появился сегодняшний критерий для определения детского спектакля? «Ой, он такой весе­ лый!..» Так театр превращается в бесконечное затейничество. Хорошо, пусть будет и так. Только прекратите называть это спектаклем — затейничество во все времена звалось представлением. Детский драматург М. Бартенев высказал замечательную, на мой взгляд, мысль, достойную того, чтобы процитиро­ вать ее полностью: «Для кого устраивают фестивали? Для детей? Неправда! Сколько детей посмотрят эти спектакли? Для профессионалов? Но часто театр приезжает на один день и уезжает, даже не услышав обсуждения своего спек­ такля. И возникла мысль, что нужно устраивать фестивали для тех, кому мы проигрываем. А проиграли мы власти, учителям и родителям. Потому что мы не общаемся с детьми напрямую, общаемся только через посредников, которым мы и проигрываем. Тем посредникам, которым нужна ты­ сячная “Красная шапочка”, тем, кому позарез нужна эк­ сплуатация знакомых названий, тех, кто мертвой хваткой вцепился в стереотипы, тем, кому нужны бесконечные раз­ влечения и безудержная “веселуха”. То, как воспринимают театр посредники, таким они его и делают. Потому что они дают на него деньги и приносят деньги в кассу. Вот кого надо воспитывать, вот кому надо показывать замеча­ тельные спектакли, потом долго с ними разговаривать, об­ суждать увиденное. И тогда они, если это представители власти, закажут качественный спектакль для малышей, а если они учителя и родители, то приведут детей именно на эти спектакли». 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz