Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

Дом культуры железнодорожников На строительство первого Дома культуры железнодорожни­ ков скидывались всей дорогой. Случилось это так. Со стройкой торопились. Здесь в Мурманске должна была состояться конфе­ ренция профсоюзов дороги - потому такая и спешка. А впрочем, у железнодорожников всегда так - к какой-нибудь дате приуро­ чат, глядишь, вовремя и построят. Профсоюзная конференция Мурманской железной дороги открылась в Мурманске в марте 1925 года. Мурманск выбрали не случайно. Во-первых, экзотика (Крайний Север и все прочее), а, во-вторых, новый Дом культу­ ры - пока еще редкость на дороге. О чем там шла речь, никто не вспомнит, а то, что открытие состоялось, - исторический факт. Здание Дома культуры - добротное, двухэтажное, собран­ ное из вековых бревен. Там хорошая сцена и зал, места в фойе со стульями и столиками для отдыха, библиотека. Гвоздем ново­ го очага культуры был самодеятельный коллектив молодых же­ лезнодорожников «Мурманский паровоз». В шутливой форме ребята вскрывали недостатки на Мурманском узле, высмеивали бракоделов, лгунов, очковтирателей. Коллектив был настолько популярным, что его стали посылать на линию, на другие пред­ приятия и станции. 14 апреля 1925 года в Мурманске, в помещении нового клуба железнодорожников имени Володарского открылась 6-я губерн­ ская конференция. На конференции железнодорожников пред­ ставляли Михайлов, Карабанов, Зубарев и Касьянюк (кто из них путеец - выяснить не удалось). Конференцию приветствовала колонна рабочих и служащих железной дороги и учеников шко­ лы фабзауча - фабрично-заводского ученичества. Они подари­ ли президиуму конференции письменный прибор, сработанный руками учеников. Начиная с 1925 года ежегодно в Мурманск приезжало более 2000 человек - сезонных рабочих. Если не было помещений, от­ водили под ночлег клуб. Много памятных мероприятий помнит и знает этот клуб. Например, 22 сентября 1946 года, когда кол­ лективу станции Мурманск за работу во время Великой Отече­ ственной войны вручали Красное знамя Министерства путей со­ общения и ЦК профсоюза на вечное хранение. Кстати, за время войны здание изрядно потрепали, и было принято решение для железнодорожников строить новый дом. 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz