Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

душные тревоги, ни бомбежки!.. У клуба стояла огромная толпа людей. Это были те, кому не хватило билетов. Но люди не оби­ жались и не расходились. У многих на глазах были слезы. А на лицах - отражение счастья. Ничего, что они не попали в зал - звуки оркестра доносились и сюда. Это был мир!.. Клуб «ТПО» стал в то время центром культурной жизни Мурманска и приобрел у горожан большую популярность. Сюда шли от мала до велика. Шли на лекцию, на беседу, на концерт, да и просто потанцевать, вырваться из атмосферы барака и об­ щежития, отдохнуть душой, повеселиться, набраться бодрости перед работой, перед сменой. И в этом была огромная заслуга мо­ лодых железнодорожников. Когда его восстановили как магазин, горожане запомнили ТПО и как место, где всегда можно было вечером купить моло­ ко и кефир в пол-литровых бутылках. Работники ОРСа, зная о круглосуточной работе железнодорожников, старались подво­ зить продукты регулярно, а не только в утренние часы. Но все, что так хорошо начиналось, имеет грустный конец. Три поколе­ ния железнодорожников «кормились» в этом доме, играли сва­ дьбы, здесь всегда можно было перекусить перед поездкой или перед ночной сменой. В 80-х годах в Мурманске искали дом под картинную гале­ рею - так об этом говорили. Выбор пал на ТПО - в центре го­ рода, красивый фасад, обилие окон. Магазин - подарок городу как магазин в одночасье исчез, но не исчезла память о нем у ста­ рожилов города. И до сих пор не проходит обида у пожилых же­ лезнодорожников, как обошлись с их подарком. Правда, таких становится все меньше... Из других новостроек тех лет, и в частности 1933 года, для железнодорожников или с помощью работников дороги следует считать узловую поликлинику, которая строилась в муках. Ма­ шин никаких. Камень и кирпичи возили на лошадях. Скверное положение было и со строительными материалами. На учете был каждый блок, каждый мешок цемента. А строилась она по ленин­ градскому проекту: строгая с фасада и вычурная со двора. Но за год управились. Те же трудности испытывали строители и железнодорожники при строительстве городской бани. Но вот добрались до крыши, и... нет металла. Обратились в Ленинград. Оттуда предложили трамвайные рельсы. А что делать - приспособились. Срочно на платформах отправили их в Мурманск. Дело не застопорилось. 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz