Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

Первые дома, первые жители Пересказывать события, участником которых ты не был, бес­ перспективно и исторически некорректно. Разве что ссылаться на документы и воспоминания очевидцев. Десятник Мурманской дистанции пути Николай Сыроваров в начале 20-х рассказывал: «...вспоминаю первые годы на Мурмане. Темный убогий горо­ дишко. Несколько домов, китайский рынок, знаменитую разбо­ ями и пьянками пивную Константина». По другим источникам сведения на апрель 1921 года такие: «В Мурманске преобладающие постройки - бараки английского, финского и русского типа. Всего около 350 штук. Город делится на районы: база верхняя и нижняя, порт, железная дорога, ба­ зовая и портовая «нахаловка». Население исключительно при­ езжее: военные, чернорабочие, почтово-телеграфные служащие, сотрудники гражданских учреждений, железнодорожники, мо­ ряки. Оседлого населения нет. В городе 45 контор, учреждений и предприятий». Но если быть точными (приезжему не всегда это заметно), город составляли в основном переселенцы с линии железной дороги. Участки земли предполагалось сдавать только в аренду. Просто приезжие бросались в глаза сразу. В городе, едва намеченном, появились плотники. Железно­ дорожное ведомство вытребовало их из Архангельска. Пошли навстречу и военные. Всех плотников «в погонах» откоманди­ ровали на Мурман. Первые бараки возвели еще в апреле-мае 1915 года, с тех пор дома строили ведомства, которых в городе было предостаточно. Железнодорожники зачастую селились в вагонах-теплушках. Такие вагоны стали называть «красные де­ ревни». Был еще способ - обзавестись жильем железнодорожни­ ку, причем легально. Известно, что по окончании строительства железной дороги многие путейцы перешли в разряд обслуживания той же доро­ ги. Стали путевыми обходчиками, монтерами пути, а кто погра­ мотнее - бригадирами и дорожными мастерами. Для частичного решения жилищной проблемы руководство железнодорожного района начинает перенос добротных бараков (времен строи­ тельства дороги) с линии в Мурманск. Как бы сейчас сказали, - «хозспособом». Это в какой-то мере снизило спрос на жилье, но все-таки квартирный вопрос, как и во всей стране, оставался ак­ туальным для Мурманска на долгие годы. 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz