Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

Можно было бы на таких пронзительных строках и закон­ чить главу о строительстве Мурманской железной дороге, но терзает нас одна заметка из газеты «Гудок» под заголовком: «Железные дороги Норвегии». Там есть такие строки: «...В самом центре страны, в местечке Ондалснесс, на столь же миниатюрном железнодорожном вокзале, куда пару раз в день приходит трех­ вагонный уютный поезд, стоит памятник строителям норвеж­ ских железных дорог...» У нас ничего такого нет, как-то не принято, а жаль... Может, когда и мы научимся ценить то, что построено до нас. Как все-та- ки прав тот старик из Кандалакши! Не выходит он из памяти. Вот мятежная душа. И нам нет покоя от его терзаний. Многие у нас еще злословят по поводу этой дороги, что строилась хаотично, без плана, что оказалась наполовину недо­ строенной, но мы призываем вас вдуматься в эти вот слова: «И если в течение 5 лет (до 1921 года) - и каких лет!.. - без ремонта, когда ее нещадно терзали, а в вагонах-теплушках красноармей­ цы на ходу жгли костры на полу для «сугреву», дорога работала бесперебойно, значит, была сработана на совесть: добротно и с солидным запасом прочности. Эксплуатировали ее железнодо­ рожники щадяще, честь и хвала им за это. Знали - другого вида транспорта для связи с центром просто не существует в приро­ де». Мы вот тоже, как-то разом решившись, задумали составить поименный список всех тех, кто принимал участие в строитель­ стве этой железной дороги. Кто он, откуда, как сложилась его дальнейшая жизнь, - словом, обычные человеческие вопросы. И не важно, кто он - железнодорожник или обычный землекоп. При этом нас волновало: сколько человеческих жизней, сколько судеб, сколько погибших, так и не дождавшихся светлого дня - дня окончания стройки. Вышло где-то около ста пятидесяти ты­ сяч душ, урожденных в Российской империи. Вот только сможем ли когда про каждого доброе слово сказать?..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz