Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.
253 человека - рабочих. Здесь же на судне администрация, но уже в рубке. Судно стоит на рейде. «Каждый день рабочих туда и обратно доставляют на шлюп ках. Администрация вынуждена держать 12 гребцов - незапла нированные расходы 1200 рублей в месяц. В светлое время суток (август-сентябрь 1916 года) работы начинаются в 6 часов, пере возка людей - минус 3 часа, обед - 2 -3 часа, это все непроизво дительные расходы. С начала октября еще хуже. Из-за темноты рабочий день всего 5 часов (с 9 до 14 часов). Фонари привезли только 26 ноября». И все это Йоканьга!.. Из донесения контроле ра о положении дел и работ в Йоканьге: «Немалый вред приносят развивающаяся между рабочими карточная игра и пьянство. Причем спиртные напитки достав ляются с проходящих судов, особенно идущих из Америки». Все это требовало крутых мер, и они последовали. Но «сти хия» не унималась. «На острове Торос шторм 20 сентября 1916 года смыл все причалы и унес в море почти весь запас бревен, - доносил по на чальству артельный староста. - Все военные постройки снесены. Занесен камнем ряж. Опрокинута стремянка, соединяющая при стань. Размостки снесены и унесены в море. Мотоботов и подсоб ных судов на острове нет - выловить бревна невозможно, хотя и установили премию - 50 копеек за бревно». Отовсюду пахло свежепросоленными бревнами. С велики ми усилиями достали из воды 1097 штук, не удалось поймать 705 бревен. Читаем вот такие сводки, и голова раскалывается от отчаяния, а каково было там им?.. Да, характер этого скучного неспешного места, каким, несо мненно, явилась база на острове, был непредсказуем: всю работу за несколько месяцев смыло в одночасье, и долго еще смельчаки вылавливали бревна, с таким трудом доставленные с материка, причем за немалую плату. Ветер северный, сентябрьский забира ется под фуфайки и студит тело. Холодно- Особенный бич стройки - простои судов из-за неспокойно го моря. Десятник Федоров доносил по начальству о перебоях с поставками: «...несмотря на кажущуюся организованность перевозочного процесса, простои судов только по моему участку составили с 8 октября по 24 ноября 88 дней. Пароход «Уере- ра» - 42 дня, «Цицелия» - 46 дней. Запрос был на 600 людей и 20 лошадей, где они?.. На каботажных работах и перевозке должностных лиц по Кольскому заливу и Белому морю были заняты пароходы 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz