Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

дорожник по призванию в отличие от своего начальника, стаж его в железнодорожном ведомстве не прерывался. На стройку дороги приказом по министерству его определили с 1 декабря 1914 года как инженера для поручений при начальнике работ и заведующим по организации перевозок. Затем его направили начальником строительного участка Петрозаводск - Сорока, справился он с этим делом отлично - уча­ сток первым был сдан во временную эксплуатацию. Ко времени назначения его на «Базстройку» это был уже опытный специа­ лист, штатный по министерству, инженер 6-го класса, блестящий эрудит - хотя эти качества были присущи всем инженерам-пу- тейцам. 10 января 1916 года награжден орденом Святой Анны III степени за работу на «Мурманстройке». С 1 мая 1916 года назначен «начальником работ по строительству морских баз на Мурманском побережье с оставлением его инженером для пору­ чений при начальнике работ по строительству Мурманской же­ лезной дороги». Само понятие «Базстройка» включало в себя грандиозное по замыслу предприятие - строительство и оборудование бо­ лее двадцати военно-морских больших и малых баз в акватории Кольского залива. На их создание были отпущены казной огром­ ные даже по меркам войны средства - 26,3 миллиона рублей. Во­ прос был поставлен просто и сурово: о защите северных рубежей государства российского. Сейчас мы уже не соберем сведений о каждой из двадцати баз, но главными из них стали: Александровская - 1,4 миллиона рублей, Йоканьгская - 2,3 миллиона рублей, Мурманская (Кольская) - 10,9 миллиона рублей, Архангельская - 1,6 миллиона рублей Решение на высшем уровне было принято - это как раз сов­ пало с завершением строительства Северного участка железной дороги Кандалакша - Мурман. Высвобождавшиеся со строй­ ки рабочие и были мобилизованы на строительство баз. Воен­ ное ведомство, финансировавшее объект, поначалу действова­ ло автономно, но, столкнувшись с неимоверными трудностями, запросило помощи у руководства «Мурманстройки» - вот у кого накопился опыт работы в условиях бездорожья и каменистых грунтов, нехватки рабочей силы и проблем со снабжением. Постройка Кольской базы от 20 августа 1916 года. «Дом на­ чальника базы, канцелярии, два офицерских дома, казармы (4), хлебопекарня, склад для соли, капустные погреба, временные ба­ 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz