Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.
дорожник по призванию в отличие от своего начальника, стаж его в железнодорожном ведомстве не прерывался. На стройку дороги приказом по министерству его определили с 1 декабря 1914 года как инженера для поручений при начальнике работ и заведующим по организации перевозок. Затем его направили начальником строительного участка Петрозаводск - Сорока, справился он с этим делом отлично - уча сток первым был сдан во временную эксплуатацию. Ко времени назначения его на «Базстройку» это был уже опытный специа лист, штатный по министерству, инженер 6-го класса, блестящий эрудит - хотя эти качества были присущи всем инженерам-пу- тейцам. 10 января 1916 года награжден орденом Святой Анны III степени за работу на «Мурманстройке». С 1 мая 1916 года назначен «начальником работ по строительству морских баз на Мурманском побережье с оставлением его инженером для пору чений при начальнике работ по строительству Мурманской же лезной дороги». Само понятие «Базстройка» включало в себя грандиозное по замыслу предприятие - строительство и оборудование бо лее двадцати военно-морских больших и малых баз в акватории Кольского залива. На их создание были отпущены казной огром ные даже по меркам войны средства - 26,3 миллиона рублей. Во прос был поставлен просто и сурово: о защите северных рубежей государства российского. Сейчас мы уже не соберем сведений о каждой из двадцати баз, но главными из них стали: Александровская - 1,4 миллиона рублей, Йоканьгская - 2,3 миллиона рублей, Мурманская (Кольская) - 10,9 миллиона рублей, Архангельская - 1,6 миллиона рублей Решение на высшем уровне было принято - это как раз сов пало с завершением строительства Северного участка железной дороги Кандалакша - Мурман. Высвобождавшиеся со строй ки рабочие и были мобилизованы на строительство баз. Воен ное ведомство, финансировавшее объект, поначалу действова ло автономно, но, столкнувшись с неимоверными трудностями, запросило помощи у руководства «Мурманстройки» - вот у кого накопился опыт работы в условиях бездорожья и каменистых грунтов, нехватки рабочей силы и проблем со снабжением. Постройка Кольской базы от 20 августа 1916 года. «Дом на чальника базы, канцелярии, два офицерских дома, казармы (4), хлебопекарня, склад для соли, капустные погреба, временные ба 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz