Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.
Энергия, напор и стремление увлечь за собой всю эту на чальствующую массу на местах (по нисходящей) немало способ ствовали, в свою очередь, энергичным действиям начальников участков, артельных старост, дорожных мастеров. Это был локо мотив на еще не построенной дороге, который двигал и толкал людей вслед за шпалами и рельсами. Торжественный день для него наступил 15 ноября 1916 года, когда вышел приказ «...по Министерству путей сообщения № 86, где штатный по Министерству инженер 5 класса, начальник ра бот по постройке Мурманской железной дороги, инженер пу тей сообщения, коллежский асессор Владимир Горячковский награждался орденом Святого равноапостольского князя Влади мира IV степени по завершении строительства линии железной дороги Петрозаводск - Романов-на-Мурмане». «Памятник» строителям от Горячковского А целью встречи с императором Николаем II 27 января 1917 года было выражение личной благодарности царя Горяч- ковскому за содеянное во благо России. Можем также предпо ложить, что на этой встрече Владимир Васильевич как патриот и как инженер, понимающий, что сооружение дороги в таком ав ральном режиме не отвечает требованиям технической эксплуа тации, вероятнее всего, ставил вопрос о ее достройке, то есть при ведению дороги к типу магистральных дорог и просил средства на эти работы. Вероятнее всего, что на этой монаршей встрече Николай II вручил Горячковскому орден Святого Владимира. За несколько последних лет мы просмотрели сотни и тысячи документов, связанных с этой великой стройкой. На многих из них энергичная, размашистая (под стать фамилии), выписанная до последней буквы подпись - В. Горячковский. С обожанием и трепетом всматривались мы в этот росчерк пера великого гра жданина России, железнодорожника по профессии и призванию. Воля одного человека, облеченного неограниченной властью. А как еще можно было добиться исполнения замыслов «стройки века»? Он контролировал все финансовые потоки, гордился до верием российского самодержца Николая II, Романова, и сделал в своей жизни почти невозможное - строительство железной до роги на Север было счастливо завершено. 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz