Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

1915 года под ее председательством на средства служащих и ра­ бочих в Санкт-Петербурге был создан Комитет помощи лицам, пострадавшим от военных действий, и тогда же в сентябре для увечных воинов была открыта школа-приют на 40 человек, Она (Ксения Михайловна - ?) была в курсе всех дел, происходящих на стройке и в стране. Она же первая и поздравила мужа с ред­ кой удачей: участок был закончен через 261 день после начала работ, то есть в день по версте - невероятно! Сам же Горячковский по этому поводу в приказе «... № 48 от декабря 23 дня 1915 года» выразился так: «... 21 декабря я, сотрудники и рабочие в храме при селе Сороке возвели молит­ венное благодарение Всевышнему за его всемогущую помощь и поддержку трудов наших державного вождя земли русской. Го­ товы и впредь в меру сил и знаний трудиться, не щадя жизни, над порученным делом, доколе не будет осуществлено полностью проведение по русской земле железного пути к незамерзающему порту открытого океана. Начальник работ инженер Владимир Горячковский». Чувствовалось, патриот был настоящий, без пре­ увеличения. О его молниеносной реакции на события, касающиеся строй­ ки, ходили легенды. О том, как он распекал нерадивых снабжен­ цев, как живо реагировал на проблемы, возникающие на стройке. Приведем два примера: на участке Кандалакша - Кола возникла большая проблема из-за нехватки лошадей и повозок. А время поджимает - не укладываются в сроки. Дается команда - заку­ пить лошадей в Финляндии. Гостиницу «Патрия» в Гельсинг­ форсе (ныне Хельсинки) знает каждый. Здесь находится упол­ номоченный «Мурманстройки» господин Борткевич. Этот адрес знают все финны - посыльные города, и когда приходит телеграмма от Горячковского, бегут к Борткевичу сло­ мя голову. Телеграмма: «... 12 января 1916 года купить в Финлян­ дии 100 хороших лошадей с повозками и отправить их в Канда­ лакшу для перевозки срочных укладочных грузов между Колой и Кандалакшей. Стоимость одной хорошей лошади в Финлян­ дии с подержанной сбруей и санями в среднем 450 рублей. Этой цены и придерживайтесь. Общая сумма покупки лошадей - око­ ло 45 тысяч. Начальник отдела инж. Клягин». Время идет. Из Финляндии нет ответа. Начальнику строи­ тельства докладывают: «там» не сошлись в цене. Тогда резкую телеграмму дает сам начальник строительства В. Горячковский. Приводить ее нет необходимости из-за цензурных соображений. Авскоре ответ из Финляндии: «... закуплено лошадей - 98, фура­ 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz