Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.
на строительстве дороги было официально зарегистрировано 102.500 человек (прибывающие на стройку рабочие сдавали пас порта и взамен получали нумерованные жетоны). Один из таких жетонов под № 102344 хранится в областном краеведческом му зее. Главный строитель «Мурманки», или Доброе слово о Горячковском В начале 1917 года в дневнике российского императора Ни колая II появилась такая запись: «... 27 января (пятница). Позна комился с инженером-строителем Мурманской железной дороги Горячковским». Содержание их беседы нам неведомо. Можем предположить, что царь благодарил его за труд и окончание строительства дороги на Север. Но нам так и неизвестно или по чти ничего не известно, кто же он такой - Горячковский. Ведь далеко не каждый мог вот так запросто попасть на прием к царю, особенно в такое напряженное военное время. И все-таки Нико лай II нашел время для беседы. Встреча состоялась. Объяснение ее могло быть только чрез вычайностью ситуации, связанной с успешным завершением строительства в ноябре 1916 года Мурманской железной доро ги, и царь хотел узнать об этом из первых уст. Тяжелая доля до сталась и руководителю «Мурманстройки» инженеру корпуса путей сообщения Владимиру Васильевичу Горячковскому. Как гласила молва, с одной стороны, «выдающийся организатор и администратор, с другой - главный враг рабочих на Мурмане, эксплуататор и притеснитель, основной виновник введения на Мурманской железной дороге военного положения». И никому в голову не могла прийти простая мысль, что если бы не его неукротимая воля, инженерная сметка и дух удачли вого предпринимателя - не было бы в столь сжатые сроки пути на Мурман. Именно он, Горячковский, в то неуправляемое время сумел мобилизовать усилия народа и успешно управлять такой многогранной стройкой, какой, несомненно, являлась прокладка рельсового пути на Север. К сожалению, в России до сих пор по достоинству не оценили ту огромную роль, которую сыграл Го рячковский в сооружении новой для России железной дороги. 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz