Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

онных железных дорог». Как оказалось, по заказу начальника строительства Горячковского было изготовлено несколько таких костылей на всякий случай... на одном из санкт-петербургских заводов. В России без запаса жить никак нельзя - вдруг сопрут!.. И, главное, в самый ответственный момент... Зато один из них оказался в музее. Как он попал туда - неизвестно. В экспозиции музея он подвешен на стене, на подставке. Нам дали его подер­ жать. На отшлифованной поверхности костыля было выграви­ ровано: «Мурманская железная дорога Великого Северного пути. Пикет 618. Верста 537.19^16». Ну как не восхититься очередным чудом, сотворенным на­ шими предшественниками, неутомимыми тружениками во все­ мирной истории?! Их врожденным чувством патриотизма, го­ товностью на любой, пусть даже авантюрный проект, но во благо России. Мы восхищаемся их талантом, дальновидностью и дело­ витостью. Вот так вот «походя», а где и «вразвалочку» на неверо­ ятных скоростях XX века они построили железную дорогу, кото­ рую любовно назвали «Мурманка»», строили будущее древней Кольской земли, будущее нашего Отечества. Они строили осно­ вательно и на века, с изяществом и добротностью, соединяя вку­ сы и природное чутье к прекрасному. Честь и хвала им за это!.. В 1896 году в честь 100-летия со дня рождения Николая I, которого считают родоначальником железнодорожного строи­ тельства (Николаевская железная дорога С.-Петербург - Моск­ ва), был учрежден День железнодорожника, и отмечаем мы этот праздник по сей день. Много с тех пор было построено дорог. При Николае И, за время его царствования (1894-1917 гг.) было вновь построено 44.814 километров. Среди них и наша Мурманская железная дорога (1.054), если в километрах. Са­ мыми плодотворными годами были 1899 и 1916 годы, тогда вводилось по 5.000 километров в год. И тут опять не обошлось без Мурманской дороги. А всего на 1 января 1917 года сеть же­ лезных дорог в России превысила 80.000 километров, и наша (1.000 километров) в их числе. Но мы отвлеклись и увлеклись. Вернемся на Мурманскую железную дорогу. Последние штрихи к ее «портрету», прежде чем расстаться. Мы говорили о людях, строивших ее. А статистика такова: только в 1916 году на строительстве, говоря по-крупному, было задействовано: 60 тысяч русских ра­ бочих, 6 тысяч финских, 30 тысяч военнопленных (чехов, слова­ ков, австрийцев, мадьяров, немцев), 10 тысяч китайцев. А всего с начала строительства только подданных Российской империи 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz