Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.
онных железных дорог». Как оказалось, по заказу начальника строительства Горячковского было изготовлено несколько таких костылей на всякий случай... на одном из санкт-петербургских заводов. В России без запаса жить никак нельзя - вдруг сопрут!.. И, главное, в самый ответственный момент... Зато один из них оказался в музее. Как он попал туда - неизвестно. В экспозиции музея он подвешен на стене, на подставке. Нам дали его подер жать. На отшлифованной поверхности костыля было выграви ровано: «Мурманская железная дорога Великого Северного пути. Пикет 618. Верста 537.19^16». Ну как не восхититься очередным чудом, сотворенным на шими предшественниками, неутомимыми тружениками во все мирной истории?! Их врожденным чувством патриотизма, го товностью на любой, пусть даже авантюрный проект, но во благо России. Мы восхищаемся их талантом, дальновидностью и дело витостью. Вот так вот «походя», а где и «вразвалочку» на неверо ятных скоростях XX века они построили железную дорогу, кото рую любовно назвали «Мурманка»», строили будущее древней Кольской земли, будущее нашего Отечества. Они строили осно вательно и на века, с изяществом и добротностью, соединяя вку сы и природное чутье к прекрасному. Честь и хвала им за это!.. В 1896 году в честь 100-летия со дня рождения Николая I, которого считают родоначальником железнодорожного строи тельства (Николаевская железная дорога С.-Петербург - Моск ва), был учрежден День железнодорожника, и отмечаем мы этот праздник по сей день. Много с тех пор было построено дорог. При Николае И, за время его царствования (1894-1917 гг.) было вновь построено 44.814 километров. Среди них и наша Мурманская железная дорога (1.054), если в километрах. Са мыми плодотворными годами были 1899 и 1916 годы, тогда вводилось по 5.000 километров в год. И тут опять не обошлось без Мурманской дороги. А всего на 1 января 1917 года сеть же лезных дорог в России превысила 80.000 километров, и наша (1.000 километров) в их числе. Но мы отвлеклись и увлеклись. Вернемся на Мурманскую железную дорогу. Последние штрихи к ее «портрету», прежде чем расстаться. Мы говорили о людях, строивших ее. А статистика такова: только в 1916 году на строительстве, говоря по-крупному, было задействовано: 60 тысяч русских ра бочих, 6 тысяч финских, 30 тысяч военнопленных (чехов, слова ков, австрийцев, мадьяров, немцев), 10 тысяч китайцев. А всего с начала строительства только подданных Российской империи 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz