Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

« ...С ч а с т л и в ы порадовать Влс, Государь, и Россию, что сего, 3 ноявря, в 12 часов дня на 537 версте от Петрозаводска соткнута линия Великого Северного пути, выводящая Россию на исконно русские земли, на простор с в о б о д н о г о океана. На тесте стычки железнодорожного пути выл отслужен влагодарственный толевен... По окончании толевства экстренный поезд в составе 4)( вагонов прошел стычку для дальнейшего теста следования на Север через Кандалакшу» Телеграмма Николаю IIот В. В. Горячковского с места стыковки 3 ноября 1916 года, ст. Ковда. Отец ее, Лигатко Иван Федорович, был дорожным мастером, вероятно, хорошим, ибо на него был спрос велик. В 1914 году его срочно с Северо-Донецкой дороги командируют на Север - строить Мурманскую железную дорогу. Трудился он дорожным мастером в районе станций Катозеро, Чупа и разъезда Амбар­ ный. Время и место мы определили. Вероятнее всего, он и был свидетелем и участником той знаменитой стыковки. Ведь «сере­ бряный» костыль был забит на месте стыковки между станцией Боярская и разъездом Амбарный. Но это всего лишь наши пред­ положения. В семье Лигатко об этом не рассказывали, да и власть переменилась - попробуй скажи кому, что ты служил молебен в тот счастливый день. Свидетелей нет, а вот легенда осталась. На месте стыковки строители поставили деревянный обелиск с па­ мятной доской - она на снимке, но есть смысл ее текст повторить: «19^16. На этом месте пик 618, вер. 537 от Петрозаводска... в присутствии ... генерал-майора князя Багратиона-Мухранско- го сомкнута линия Великого Северного пути». По предложению начальника строительства В. Горячковского (опять же легенда) участники той торжественной церемонии оставили письмо по­ томкам, чтобы вскрыть его через сто лет. Увы, письмо пропало - местные мальчишки из Лоух разорили тот деревянный сруб, что стало с письмом, неизвестно. Концов теперь не найти. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz