Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

выгодно - не требовало больших затрат. И монастырь ока­ зался полезным для стройки. В 1916 году монахи оборудовали передвижную церковь на колесах. Она пред­ ставляла собой салон- вагон на участке Кан­ далакша - Кола и была приписана к 53-му рабочему батальону. Монастырь действительно имел большое значение для «Мурманстройки». 22 декабря 1915 года Борис Александрович Крутиков докладывал начальнику строитель­ ства: «Монастырь снабжает линию кирпичом для кладки печей, сеном, продуктами и другими материалами, не знаю, что бы мы без них делали. Если бы не стройка, точно пошел бы к ним!..» Еще едва просматривались контуры будущей линии Канда­ лакша - Мурман, а специалисты уже составляли ведомости мо­ стов, подлежащих охране вооруженных воинских караулов. Та­ ких мостов было 7. Река Нива, Белая, Печь-губа, Куропта, Салма и река Кола (через реку Кола - 2 моста). Все реки известные, широкие и коварные. Что и говорить, организация строитель­ ства была на уровне, как и всегда у железнодорожников. А пока все внимание было приковано к Среднему участку, где решалась судьба всей стройки. Трудности были неимоверные: большая часть по укладке путей пришлась на осень и зиму 1915-1916 го­ дов при самых неблагоприятных условиях: дожди, сильные мо­ розы, постоянные ветры и снежные метели, и все это вперемешку с оттепелями и затяжными дождями. После отсыпки насыпи на Среднем участке с помощью ки­ тайцев отпала необходимость в неквалифицированных рабочих, зато возрос спрос на специалистов. Несколько стабилизирова­ лось положение, связанное с профессией железнодорожников и особенно с путейцами. Появились рабочие руки и специалисты, освободившиеся от работ с Южного и Северного участков, уже имеющие опыт укладки рельсовых решеток, стрелочных перево­ дов, межрельсовых скреплений. Успешные стыковки на Южном и Северном участках добавляли уверенности в том, что и в цен­ тральной части все произойдет по-деловому и торжественно. В подтверждение этому и была схема: 48 Когда насыпь и мост были высокими, под мостом строили эстакаду. Сколько вспомогательных работ! И все ради одной цели. 1916 год

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz