Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.
Стыковка -1916 Стройка близилась к завершению. Оставался самый трудный средний участок - Сорокская бухта - Кандалакша, который увяз в болоте в прямом и переносном смысле. (Помните, четвертая часть трассы - сплошное болото.) Но все чувствовали близость окончания работ, и это придавало строителям силы. Нередким гостем на стройке был князь Багратион-Мухранский. При дворе он пользовался большим доверием и влиянием. С его приездом рабочие обычно связывали надежду на улуч шение условий труда, на лучшее снабжение продовольствием и витаминным питанием. Поговорка «Вот приедет барин, ба рин нас рассудит» здесь не срабатывала. Увы, изменений было мало. Сказывались общая политическая нестабильность в стра не и равнодушие правящих кругов России к нуждам стройки. Единственной действительной помощью, кроме, конечно, руко водителей стройки, была помощь военных и... Печенгского мо настыря. Он был основан в серединеХУ1 века на реке Печенге. Туда приезжали купцы из Голландии и Англии. Процветала торговля. Монастырь быстро рос и богател. В 1565 году в нем жило 20 мо нахов и 30 работников. В 1572 году (за 7 лет) в монастыре было уже 50 монахов и 200 работников. Люди ловили рыбу, добыва ли жемчуг, промышляли зверем. Не случайно уже упомянутая экспедиция Витте (1894 год) сочла своим долгом посетить мона стырь. На всех произвело впечатление, какова многогранная дея тельность его обитателей. Особенно потрясла предпринимателя С. И. Мамонтова предприимчивость монахов. Подумать только, монахи занимались рыболовством, ловлей зверя, устриц, строи ли промысловые суда, изготавливали кирпичи, добывали соль из морской воды, торговали ею вплоть до Вологды и Ярославля. Торговали и с Норвегией. В монастыре были мастерские, водяные двигатели, электро освещение, моторные лодки, расцветало сельское хозяйство. В зданиях монастыря были телефоны. Здесь слились воедино мо гущество человеческого гения и нечеловеческого труда. Управле ние строительства железной дороги живо оценило возможности монастыря. Все печи для отопления домов в Мурманске, Коле и на других станциях были закуплены и сложены из монастыр ского кирпича, благо везти его по заливу было очень удобно и 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz