Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

Стыковка -1916 Стройка близилась к завершению. Оставался самый трудный средний участок - Сорокская бухта - Кандалакша, который увяз в болоте в прямом и переносном смысле. (Помните, четвертая часть трассы - сплошное болото.) Но все чувствовали близость окончания работ, и это придавало строителям силы. Нередким гостем на стройке был князь Багратион-Мухранский. При дворе он пользовался большим доверием и влиянием. С его приездом рабочие обычно связывали надежду на улуч­ шение условий труда, на лучшее снабжение продовольствием и витаминным питанием. Поговорка «Вот приедет барин, ба­ рин нас рассудит» здесь не срабатывала. Увы, изменений было мало. Сказывались общая политическая нестабильность в стра­ не и равнодушие правящих кругов России к нуждам стройки. Единственной действительной помощью, кроме, конечно, руко­ водителей стройки, была помощь военных и... Печенгского мо­ настыря. Он был основан в серединеХУ1 века на реке Печенге. Туда приезжали купцы из Голландии и Англии. Процветала торговля. Монастырь быстро рос и богател. В 1565 году в нем жило 20 мо­ нахов и 30 работников. В 1572 году (за 7 лет) в монастыре было уже 50 монахов и 200 работников. Люди ловили рыбу, добыва­ ли жемчуг, промышляли зверем. Не случайно уже упомянутая экспедиция Витте (1894 год) сочла своим долгом посетить мона­ стырь. На всех произвело впечатление, какова многогранная дея­ тельность его обитателей. Особенно потрясла предпринимателя С. И. Мамонтова предприимчивость монахов. Подумать только, монахи занимались рыболовством, ловлей зверя, устриц, строи­ ли промысловые суда, изготавливали кирпичи, добывали соль из морской воды, торговали ею вплоть до Вологды и Ярославля. Торговали и с Норвегией. В монастыре были мастерские, водяные двигатели, электро­ освещение, моторные лодки, расцветало сельское хозяйство. В зданиях монастыря были телефоны. Здесь слились воедино мо­ гущество человеческого гения и нечеловеческого труда. Управле­ ние строительства железной дороги живо оценило возможности монастыря. Все печи для отопления домов в Мурманске, Коле и на других станциях были закуплены и сложены из монастыр­ ского кирпича, благо везти его по заливу было очень удобно и 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz