Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.
от постоянного ветра гасли. Если бы не эти смелые и оригиналь ные решения русских умельцев, окончание строительства дороги растянулось бы на неопределенное время. Природа иногда была союзницей строителей, в союзе с адским режимом труда. Путейцев наверняка заинтересует вопрос о кривых. Их на строящейся дороге было с избытком, 40 процентов по всей дли не пути. Отсюда значительно возросла и общая протяженность линии. Если на соседней строящейся Олонецкой дороге мини мальный радиус кривых был принят 300 саженей (640 м), то на Мурманской дороге был уменьшен из-за природных условий до 120 саженей (255 м). Предполагалось, что при достройке радиус кривых будет доведен до нормы - 300 саженей, и дорога будет приведена к типу магистральных дорог. Укрепляется дисциплина. Начальник строительства Горяч- ковский не вылезает с линии, лично расписывает каждый день, строго спрашивает за исполнение. Военное ведомство предлагает министру путей сообщения свою узкоколейную полевую дорогу со своим подвижным составом, которая идет почти в параллель новой дороге и является секретной. Это значительно ускорило доставку в Колу тяжеловесных грузов. А на самой станции Мур ман «столпотворение» от пароходов, прибывавших из-за грани цы с грузами для стройки. Чего здесь только нет! Корабельный смотритель таможенного надзора Константин Аверьянович Дьяков судоводителям особо не докучал, но дело свое знал и права свои тоже. В период интенсивного подхода су дов дневал и ночевал на причале, по силе возможностей помо гал строителям «железки» принимать многочисленные грузы: шпалы и рельсы пропускал быстро, а продукты и снаряжение досматривал тщательно. Военные грузы принимал с пятого на десятое. Отчаянное положение на станции Мурман. Нет жилья, не возможно привлечь к работе плотников - Архангельск блокиро ван льдами. Вновь выручает военное ведомство, кому, как не ему, нужны военные грузы, скопившиеся на станции. Всех военных плотников откомандировывают в распоряжение начальника «Мурманстройки». Условия жизни специалистов-железнодо- рожников на станциях северной части дороги настолько тяже лые, что откомандированные требуют расторжения договоров. Для успокоения специалистов начали, как ни странно, с дров и керосина. Распоряжением начальника работ определены зим ние и летние месяцы. Зимние - с 1 сентября до 1 мая и летние - с 1 мая до 1 сентября. Под эти расчеты ввели летние и зимние 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz