Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

действительности все здание красного цвета, а наличники и подрам­ ники окон - белого: хо­ рошо смотрятся, дале­ ко видно. Сказка... Вся Норвегия да и Финлян­ дия на таком сочетании цветов дома содержит. Ярко, броско, красиво. Для Севера, где более полугода снег - в са­ мый раз. Если быть точны­ ми, то точка пересече­ ния Полярного круга находилась несколько севернее, чем сама станция, и вот там-то под руководством специалистов-геофи- зиков рабочие сосредоточенно и с любовью возводили памят­ ный знак - геофизическую вышку. Вышка представляла собой монументальный обелиск и имела форму башни из сложенных необработанных камней. Высота - 1 5 метров. Сооружение уни­ кальное, возведено строго на 66°33' северной широты. До сих пор путейцы Княжегубской дистанции пути, находясь на работах на этом околотке, снимают головные уборы у этой вышки - знак памяти и признания строителям Мурманской железной дороги. И не этот ли красивый жест, обращенный в прошлое, вдох­ новил кандалакшского поэта и железнодорожника Владимира Васильевича Катрича на такие вот поэтические строки: Смотрю на станцию Полярный Круг: Направо - Север, налево - Юг. Вот так бы видеть, где враг, где друг... Стою на станции Полярный Круг. Вновь прошлое схлестнулось с настоящим. И где она, середи­ на? Оказалось - в истории. На один километр пути укладывали 1530 шпал. Рельсы при­ менялись весом 23 фунта на один погонный фут. Поскольку укладка рельсов сопровождалась работами исключительно руч­ ными, они требовали точности исполнения и, значит, хорошего освещения. Но где его возьмешь, если укладка пути на Северном участке пришлась на зиму и в долгую полярную ночь? Поэтому место работ освещали факелами или жгли костры, ибо фонари Здание станции Полярный Круг (бывший <теремок*). В настоящее время утрачен. Такова была станция 4-го класса Мурманской железнойдороги. Фото - это наша память. 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz