Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

натиск был слишком велик. Казалось бы, подневольные люди (деваться им некуда), а они остервенело исполняли свое дело, ради которого они - строители были собраны. Присутствующее в них любопытство (а сдюжим ли?..) не простиралось далее как: когда же будет конец пути и что же будет потом, когда побегут поезда? Безвестным тружеником на строительстве Мурманской же­ лезной дороги оказался и инженер путей сообщения Дмитрий Дмитриевич Бизюкин, который вырос затем в крупного спе­ циалиста в области железнодорожного строительства. Он стал доктором технических наук, профессором, заслуженным дея­ телем науки и техники РСФСР. А на самой стройке для восполнения рабочей силы были при­ няты экстренные и беспрецедентные меры. На помощь строите­ лям был направлен батальон железнодорожных войск во главе с капитаном второго ранга Рощаковским. Оставшиеся на стройке рабочие и специалисты за повышенную плату с удвоенной энер­ гией - откуда и силы взялись! - приступили к завершающему этапу стройки. От села Сорока пешком до Кандалакши шли сот­ ни рабочих из центральной России. Часть специалистов - 300 че­ ловек, необходимых при укладке пути, взяли с Петрозаводской (Южной) линии, где работы были уже закончены, и на лошадях отправили в Кандалакшу (специалисты все-таки). Стою на станции Полярный Круг... С особым тщанием и старанием возводили станционное зда­ ние на станции Полярный Круг, понимая, что кроме распоряди­ тельной, железнодорожной, она имеет и особый географический смысл - за нею начинается Заполярье. Вообще, станции на до­ роге строились с особым старанием. Для этого на стройке был целый штат архитекторов. По задумке все здания станций были выдержаны в одном стиле. Станция могла быть 1-го класса, а значит и крупной по размеру станционного здания, а могла быть и маленькой, как, например, станция 4-го класса Полярный Круг. Поэтому все здания делились на 4 категории в зависимо­ сти от класса станции. Вот так выглядело станционное здание станции 4-го класса (на снимке оно черно-белого цвета), а в 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz