Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.
ток в середине мая 1916 года. Для перевозки китайцев обору довали специальные маршрутные поезда. Было продумано все, вплоть до мелочей. Например, закуплены были привычные для них чашки, палочки для еды, особая обувь, теплая одежда. Во избежание эпидемий всех китайских рабочих подвергли меди цинскому осмотру и отправили в баню. Затем всех переодели в новое платье. Личные вещи, которые китайцы непременно хоте ли взять с собой, прошли санобработку. Каждый поезд имел сво его китайского переводчика, китайского и русского десятника. По дороге в специальных пунктах следования было организова но горячее питание, привычное для них. По прибытии в Архангельск и перед посадкой на суда их вновь осмотрели медики. Это не было обидной процедурой, ибо медицинскому осмотру подвергались все без исключения, и рус ские рабочие тоже. На специально оборудованных судах китай цев доставили в Колу, Кандалакшу и Кемь. Предстояли заверша ющие и самые сложные работы на участке Кандалакша - Кемь. Перевозка с Дальнего Востока к месту работ на Мурманскую железную дорогу одного китайского рабочего стоила для казны 90 рублей. Такое «смешение» народов на одной стройке потребовало мо билизации всех сил управления начальника строительных работ. Посудите сами: нужно было не просто принять всех этих людей, нужно было понять и изучить их привычки, особенности языка, определить их способности, учитывать нравственное состояние, совместимость их для совместного проживания. Русские, финны, татары, армяне, черкесы, дагестанцы, чехи, венгры, немцы, китайцы, киргизы - вот далеко не полный пере чень всех участников этой многонациональной стройки. Трудно вообразить, как администрация стройки смогла справиться с этой разноликой массой людей, если только учесть разнообразие языков, обычаев и привычек этих народностей. А ведь справи лись же!.. В связи с войной в России особенно вздорожали рабочие руки. Люди были нужны везде, а такой стройке, как Мурманская железная дорога, особенно. Пожалуй, впервые на стройке был использован на земляных работах женский труд. На линии Со рока - Кандалакша было привезено (может лучше - приглаше но) около 1500 девиц (незамужних женщин) из среднерусских губерний. Для вновь прибывших значительно возросла заработ ная плата. Всем вновь принятым на строительство выплачива лось путевое пособие в размере двух окладов. 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz