Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

придерживались договоров и взятых обязательств. Это был очень важный «пункт» при уговорах на работу на строительстве железной дороги. С этой стороны к администрации стройки пре­ тензий не было. Напротив, для перевозки людей обратно были оборудованы специальные пароходы. В трюмах были сооружены спальные нары, и ехали люди домой с некоторым комфортом. Приехавшие по договору канадцы и англичане первым делом осмотрели место будущего применения сил и знаний и... отказа­ лись работать из-за «невыносимых» условий труда. Иностран­ цы уехали - проблемы остались. Управление начальника работ приступило к новому найму. И тут грянула новая беда. Крайне суровая зима 1915-1916 годов еще более усугубила бедственное положение на стройке. Белое море накрепко сковало льдом. Со­ бранные с таким трудом рабочие и грузы надолго задерживались в Архангельске. В Белом море, затертые во льдах, стояли 20 па­ роходов. Маломощный ледокол бездействовал. Как оказалось, и природа была против скорейшего открытия участка. Лишь после Нового года морозы отступили, и прибыв­ шие с Балтики ледоколы завершили дело вызволения судов из ледового плена. И все-таки со сдачей Северного участка опаз­ дывали. Специалисты подсчитали, что несостоявшийся договор с иностранной фирмой оттянул сроки сдачи участка как раз на 3 месяца. А может, это был первый в мире случай экономической диверсии?., (чтобы хоть таким недипломатичным путем сорвать окончание строительства). Или иностранцы все-таки спасовали перед невероятно трудными и жесточайше тяжелыми, по их по­ нятиям, условиям, труда и жизни в Заполярье? Хотелось бы ду­ мать, что второе. Китайцы гордо о себе шутят: «...Ни одна большая стройка в мире, где есть земляные работы, не обходится без нас!..». Не обошлось и на этот раз - слишком большая и затяжная стройка вышла. В связи со срочностью работ на Мурманской железной дороге, когда сроки ее ввода в разряд действующих были су­ щественно сдвинуты, и не в пользу дороги, а ресурсы наемных рабочих из центральной России были исчерпаны - вспомнили про Поднебесную. Маньчжурские землекопы после завершения работ на Транссибирской линии и КВЖД (Китайско-восточная железная дорога) были, что называется, не у дел. Тут-то про них вспомнили и решили привлечь их к делам стройки и поглядеть на них в деле... В Управлении по строительству решили нанять 10 тысяч китайцев. Агенты начальника работ выехали на Дальний Вос­ 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz