Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

провожали их до места разгрузки. Довольно было и начальство - экую потеху устроили для строителей. Глядишь, и работа шибче побежит! Работой умельцев заинтересовались и в столице - слух до­ шел. На линию приезжал большой чин, все высматривал да выспрашивал, что да как. А затем, но это уже скорее байка, к ме­ сту работы автомобилей наехали специалисты с того самого за­ вода, где вели сборку этих машин. С рабочими в разговор, понят­ но, не вступали, по-русски ни бельмеса, а машины осматривали долго. Да что там говорить! Обалдели от такой выдумки, даже что-то там замеряли, глазели, как бегают их автомобили по льду, и уехали озабоченные. А машины, все 14 штук, работали всю зиму, и польза от них была большая. Рельсы, правда, на них возить было несподручно, но ничего, приспособились, а вот шпалы, скрепления, тюки с ко­ стылями везли за милую душу, но и зевак было предостаточно. О дальнейшей их судьбе - куда подевались машины и как их ис­ пользовали, ничего не известно. Остается восстановить историческую справедливость и где- то на скрижалях истории записать, что первые автомобили на Кольском полуострове появились в октябре 1915 года. Зима тревоги нашей На этот раз все было против строителей: и природа, и обещан­ ная помощь извне. Поначалу никаких проблем при строительстве Северного участка не возникало. Кредит на строительство был отпущен казной 10 февраля 1915 года. В мае из Архангельска завезены продукты и материалы. Число рабочих было доведено до 10 тысяч человек, и к 1 октября они выполнили 35 процентов работ и уложили 55 верст путей из 178. Чтобы еще ускорить про­ цесс, заключили срочный договор с одним английским предпри­ нимателем. Ему выделили участок стройки - 120 верст к югу от Колы. Он, в свою очередь, пригласил рабочих и специалистов из Канады, которые имели опыт работы по прокладке путей в труд­ нодоступных местах. Понадеясь на помощь из-за «бугра», администрация управ­ ления работ 1 ноября 1915 года отпустила часть русских рабочих домой по окончании договоров. Руководители стройки строго 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz