Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

И еще о Фирсове. Мы привыкли злословить по неразумно­ му и непроизводительному расходованию средств из казны при строительстве дороги. Однако следует признать, что параллель­ но стройке было создано Контрольное управление по отслежи­ ванию расходов при строительстве железной дороги на Север. В архивах Мурманска и Петрозаводска собраны целые тома по переписке с Главным контролером. В одном из докладов упоми­ нается имя Фирсова: «...управление по постройке препровожда­ ет в контроль для сведения (суммы) и подлинную подпись Фир­ сова». Автомобили на озере Как лихо и ловко мы расправляемся с историей. Ну, напри­ мер, принято считать, что первый автомобиль появился на Коль­ ском полуострове в начале 30-х годов. Ан нет. Гораздо раньше... Зима 1915-1916 годов оказалась ранняя. Озеро Имандра за­ мерзло в конце ноября. А работы на линии непочатый край. Ну как возить по линии тяжеловесный груз, да те же рельсы да шпа­ лы - лошадей не напасешься, да и где их взять. И потом, на озере такие ветра - животных простудишь. Словом, семь бед - один ответ. Вот тогда Центральное управление и выделило стройке 14 грузовых автомобилей, конечно, иностранных. Везли их ча­ стью пароходом, частью поездами, а то и своим ходом. И тогда по льду озера организовали автомобильное «сообщение». Организовать-то организовали, да вот автомобили по льду озера не пошли - колеса разъезжались. Стали думать, что делать. Не отсылать же автомобили обратно?! На выручку пришли как всегда наши умельцы. Их еще «левшами» прозывают. Кузнецы Филипп Хоменко и Александр Темков предложили приладить к колесам железные скобы типа полозьев и сами же взялись их изготовить. Четыре скобы на автомобиль, значит, всего 56 скоб. Работа так увлекла мастеров (еще бы - «блоху подковать!»), что первые 18 штук изготовили во внеурочное время, так хоте­ лось утереть нос «иностранцам», за что 20 декабря получили воз­ награждение 36 рублей, по 2 рубля за каждую скобу. Остальные машины «переобули» уже в январе. Большая вышла потеха. Ра­ бочие с гиками «Ура!» накидывали на машины рельсы, балласт в мешках, шпалы и, подталкивая машины, опять же с гиканьем, 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz