Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

Мурмана различными способами «было увезено в центральную часть России 100 тысяч тонн военных грузов, миллионы снаря­ дов, 26 тысяч пулеметов системы «Максим» и с полным снаряже­ нием через Кандалакшу и Сороку доставлены в войска». Поднять «утопленника» Как и всегда, где хорошо, там и плохо. 26 сентября 1915 года на озере Имандра от перегруза затонула баржа № 3 с грузом для стройки (опять поспешили...). Положение было отчаянное. И так сроки срываются, а тут такое... Но вот к начальнику участка подо­ шел один из строителей. Надо сказать, что на стройке взаимоот­ ношения начальства и рабочих были более чем демократичные, сказывались общие цели и задачи. Он оказался крестьянином из архангельской глубинки Онежского уезда. Звали его Александр Иванович Фирсов - так он представился. Далее разговор был деловой. Он со товарищами берется достать груз (а там были рельсы, платформы, продукты, крепежный материал) из озера за определенную плату, как он сказал: «Жить-то надо!»). Тут же составили «подписку» (типа - договор). Подрядились так: за каждый извлеченный из воды пуд груза - 1 рубль. До­ ставка груза на берег - за счет средств начальника работ. В слу­ чае если озеро замерзнет, они складывают груз на льду, а далее вновь забота начальства. Как эти умельцы добывали груз со дна озера, история умалчивает, а вот молва и слава о них пошла. И когда в Кандалакше и Княжой случилась новая беда - 20 апреля 1917 года в Белом море затонули сразу две баржи с углем, плат­ формами и рельсами, вновь вспомнили и пригласили Фирсова. Так рождаются герои... Расценки определили следующим образом: 20-тонный кран (тоже утоп) - 6 тысяч рублей, цилиндр - 1 , 6 тысячи рублей, платформа - 1250 рублей, рельс (один) - 25 рублей, 1 пуд мелко­ го груза - 1 ,5 рубля, 1 пуд угля - 1,75 рубля. При этом было ого­ ворено, что сама баржа поднималась бесплатно. «Иначе никаких денег не напасешься» - это слова уже самого Фирсова. В свою очередь, управление начальника работ бесплатно предоставляло мастерам своего дела домкраты Беккера, паровозные домкраты, цепные тали, стальные тросы, железные блоки и лесоматериалы. К чести «товарищества», все работы в Кандалакше были выпол­ нены к 1 августа, а в Княжой - к 1 октября. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz