Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.
круги столицы, да леких от железной дороги, но почуяв ших наживу. На Го роховой, 64, в «ве домстве» Распутина в августе 1916 года часто заводили раз говоры о концессиях на Мурманской же лезной дороге. Дело было стоящее... На строительстве теперь все внима ние специалистов и начальства было об ращено на Северный участок Кандалакша - Мурман, на 8, 9 и 10-й строительные участки, которые обещали сдать к 1 января 1916 года. Зная о «проблемном» Среднем участке, где четвертая часть трассы были сплошные болота, решили форсировать рабо ты на Севере с тем, чтобы военные грузы пропускать до Канда лакши, а там с перевалкой, на пароходы направлять их до Соро ки, затем вновь на поездах везти эти так нужные фронту грузы вглубь страны. Скопилось этих грузов в портах Дровяное и Се меново сотни тысяч тонн. Отсюда забота и головная боль строи телей дороги - как можно быстрее сдать во временную эксплуа тацию Мурманский участок. Увы, чуда не случилось. Чудо было в другом. И опять выручили природная сметка и острый ум русских умельцев. Об этом можно и должно гово рить с гордостью. Шедевром умелости и находчивости специ- алистов-железнодорожников был комбинированный способ доставки грузов в малодоступные места на участке Кандалак ша - Мурман (с 12 сентября 1915 года станция Семеновская бух та получила название - Мурман, она же и конечный пункт всей дороги). Подвижной состав (паровозы, вагоны и платформы) достав лялись из Америки на пароходах в разобранном виде. Часть тех ники доставляли на станцию Мурман, а часть - в Кандалакшу. Здесь паровозы собирали, и они своим ходом поступали на ли нию. Дальше было сложнее. Специалисты-проектировщики не раз отмечали, что Северный участок был самый непроходимый, а уж тем более непроезжий. И тогда сделали так. 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz