Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

круги столицы, да­ леких от железной дороги, но почуяв­ ших наживу. На Го­ роховой, 64, в «ве­ домстве» Распутина в августе 1916 года часто заводили раз­ говоры о концессиях на Мурманской же­ лезной дороге. Дело было стоящее... На строительстве теперь все внима­ ние специалистов и начальства было об­ ращено на Северный участок Кандалакша - Мурман, на 8, 9 и 10-й строительные участки, которые обещали сдать к 1 января 1916 года. Зная о «проблемном» Среднем участке, где четвертая часть трассы были сплошные болота, решили форсировать рабо­ ты на Севере с тем, чтобы военные грузы пропускать до Канда­ лакши, а там с перевалкой, на пароходы направлять их до Соро­ ки, затем вновь на поездах везти эти так нужные фронту грузы вглубь страны. Скопилось этих грузов в портах Дровяное и Се­ меново сотни тысяч тонн. Отсюда забота и головная боль строи­ телей дороги - как можно быстрее сдать во временную эксплуа­ тацию Мурманский участок. Увы, чуда не случилось. Чудо было в другом. И опять выручили природная сметка и острый ум русских умельцев. Об этом можно и должно гово­ рить с гордостью. Шедевром умелости и находчивости специ- алистов-железнодорожников был комбинированный способ доставки грузов в малодоступные места на участке Кандалак­ ша - Мурман (с 12 сентября 1915 года станция Семеновская бух­ та получила название - Мурман, она же и конечный пункт всей дороги). Подвижной состав (паровозы, вагоны и платформы) достав­ лялись из Америки на пароходах в разобранном виде. Часть тех­ ники доставляли на станцию Мурман, а часть - в Кандалакшу. Здесь паровозы собирали, и они своим ходом поступали на ли­ нию. Дальше было сложнее. Специалисты-проектировщики не раз отмечали, что Северный участок был самый непроходимый, а уж тем более непроезжий. И тогда сделали так. 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz