Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

было всеобщим. 21 декабря на участке Петрозаводск - Сорок- ская бухта дорога была сдана во временную эксплуатацию, и по ней началось интенсивное рабочее движение. Здесь уместно упомянуть об одном курьезном случае: в при­ казах начальника работ затруднение вызывало написание стан­ ции Сорока, как писать - «Сорокское» или «Сороцкое». Мол, название от большого количества островов, числом 40. Приме­ ром может служить «заголовок» обычного приказа: «Приказ на­ чальника работ по постройке железнодорожных линий Петроза­ водск - Сороцкой и Мурманской, N° 47, декабря 20 дня 1915 г.». Запрос полетел в Императорскую академию наук. И вот 13 февраля 1916 года академия на полном серьезе отвечает: «... отделение Императорской академии наук имеет честь сообщить, что признает предпочтительным написание «сорокское». А. Шах­ матов». Запрос подписал, очевидно (подмахнул), небезызвестный нам инженер А. Крутиков. Увидев это, молниеносная резолюция Горячковского: «Лучше бы делом занялись!». Однако же с тех пор стали писать «Сорокское». Если учесть, что к этому времени была готова Олонецкая дорога - Званка - Петрозаводск, то от станции Сорока можно было прямиком доехать до столицы. Циркуляр по этому пово­ ду был лаконичным: «... Департамент железнодорожного дела по согласованию с Управлением по сооружению железнодорожного пути и на основании п. 7 ст. 512 Свода законов... объявляет, что с 1 марта 1916 года впредь до отмены установлено прямое грузовое сообщение между станциями Олонецкой, Петрозаводск - Со- рокской и Мурманской железной дороги при временном на них движении. За заведую­ щего временной эксплу­ атацией Головин». Итак, с 1 марта 1916 года!., (за­ помним...). А в Петербурге в это время все чаще взоры аристократического об­ щества обращались на строительство железной дороги на Север. При этом столкнулись ин­ тересы военного и мор­ ского ведомства, встре­ пенулись и финансовые

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz