Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

тербурга до Кондопоги и Большой губы Онежского озера паро­ возы везли в днище этого почтенного ветерана флота. «На нем было перевезено 20 паровозов, 52 крытых вагона, 490 платформ и 1 млн. 800 тыс. пудов технических грузов». Это было великое подспорье «Мурманстройке», что дорога примыкала к трем вы­ ходам к Белому морю - станциям Сорока, Кемь и Кандалакша. Леса подходили к самой трассе дороги или в ее непосредствен­ ной близости. Такое соседство было удобно и выгодно строите­ лям, партиям плотников и пильщиков, ибо деревья (помните, за границей искали продольные пилы) тут же перерабатывались на брус, доски и шпалы. Местами лесные массивы существенно отдалялись от дороги на версту и более и тем самым сохраняли себя для грядущих поколений и строек. А так вырубали все под корень. Но природа не всегда была союзницей людей. Иногда она преподносила такие задачи, которые казались просто невыпол­ нимыми. И если бы не смелые и оригинальные решения русских инженеров, окончание строительства Мурманской железной дороги могло затянуться на неопределенное время. Так особую трудность для строителей при устройстве насыпи представляла так называемая Кандалакшская губа на (среднем) Сорокском участке. Это низменное место во время приливов на несколько верст заливало водой. Пытались было строить насыпь, но ее тут же смы­ вало приливной волной. Положение было отчаянное. Ведь если обойти эту естественную преграду, потребуется удлинить путь на целых 9 верст. И это в то время, когда дорог каждый день. Выход был найден - отличился инженер Василий Петрович Ивашев, да так, что его проект - устройство фильтрующей насыпи - вошел во все мировые учебники. Он просто предложил делать насыпь не из песка, а из валунного камня. Уложенные особым способом камни во время прилива свободно пропускали воду через себя, и она уходила вглубь материка. При отливах вода частично стека­ ла обратно, а частью оставалась за насыпью, не повреждая ее. Как-то промелькнуло сообщение (уже в наши дни), что рядом с насыпью собираются поставить памятник В. П. Ивашеву да, ви­ дать, запамятовали, у нас все благие намерения уходят как вода сквозь фильтрующую насыпь. С не меньшей трудностью встретились строители при на­ ведении мостов через быстрые реки, а их, этих трудностей, на протяжении всего пути было немало, и они на первых порах ставили специалистов в тупик. Но только на первый случай, а 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz