Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

манском побережье. Вариантов было три: в районе Кильдинско- го пролива (город Александровск), на Рыбачьем полуострове и в Кольском заливе. Конечно, соблазн был велик - тянуть линию до Александровска, все-таки центр уезда, международная теле­ графная связь, замечательная глубоководная гавань. Изыскания на этих трассах уже велись полным ходом, если бы не одно препятствие - река Тулома. Сооружение через нее железнодорожного моста оттянуло бы окончание строительства как минимум на полгода, а в условиях, когда Россия была втяну­ та в мировую войну, дорог был каждый божий день. Выбрали Кольский залив. Все обследовали высококвалифицированные инженеры путей сообщения, прежде чем сказать свое веское сло­ во: здесь можно и должно быть городу. Труд на пользу Летом 1915 года, с началом успешных военных действий на русско-германском фронте, на строящейся дороге появились первые военнопленные. На линию Петрозаводск - Сорока при­ везли 8100 человек немцев, чехов и словаков. На Мурманский участок (Кольский полуостров) в августе 1915 года еще 2100 во­ еннопленных. А к концу года привезли еще 8000 человек, на этот раз немцев и австрийцев. Как рабочая сила они оказались произ­ водительнее, чем вольнонаемные. Стимулом служило обещание российских властей раньше освободить их от работы на Севере. В начале 1916 года по линии железной дороги распределили но­ вую партию военнопленных - 25 тысяч человек - мадьяр и нем­ цев. Но рабочих все равно не хватало. Проектировщики умело и в полной мере использовали вод­ ные пути, по которым доставлялись необходимые материалы и оборудование, и как на грех - все тяжеловесное. Что бы в ином случае делалось, если бы не вода. К рекам и озерам грузы под­ возили гужом. Значительную помощь оказывало морское ве­ домство. В иные дни в Белом море находилось до 20 пароходов, причем все они находились в аренде у «Мурманстройки», а капи­ таны и команда - в штате Управления по постройке железной дороги. Нередко в приказах встречались фамилии капитанов и их перемещения по службе. Для перевозки паровозов на южном участке использовали и бывший броненосец береговой обороны «Чародейка». Из Пе­ 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz