Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

ворило по-русски, и это вызывало недоразумения и столкнове­ ния с администрацией. Особенно успешным был труд финнов при скальных поро­ дах. Скальные работы составляли 10 процентов длины линии. Это были участки, сплошь усеянные валунами иногда огромных размеров. Количество убранных валунов не поддается даже при­ митивному подсчету. Это был нескончаемый труд - медленный и кропотливый. Их взрывали динамитом, сталкивали в болота, удаляли даже из-под высоких насыпей - боялись неравномер­ ной осадки. Особая тема - поставки железнодорожного оборудования и механизмов из Америки, Англии и Франции. Так, 11мая 1915 года Общество сталелитейных заводов Североамериканских штатов взяло на себя обязательство поставить в Колу и Кандалакшу: «...20.6 тысячи тонн рельсов, 2.6 тысячи штук скреплений и в том числу накладок - 1 тысяча тонн, подкладок - 765 тонн, косты­ лей - 678 тонн, болтов - 100 тысяч штук и 144 комплекта стре­ лочных переводов». Не все закупалось за рубежом. Наши заводчики как могли тягались с заграницей. Так, Общество русской железной про­ мышленности подрядилось с Управлением строительства дороги на поставку рельсовых болтов с гайками в количестве 18.820 пу­ дов на заводе в городе Саратове, на станции и Улешовской при­ стани на реке Волге. Удобно, можно возить и летом, и зимой. Да вот беда - «силенок» маловато. Так, «30 января 1915 года отправлено 4 тысячи пудов бол­ тов с гайками, 28 февраля, 30 марта и 30 апреля еще по 4 тыся­ чи пудов ежемесячно, 30 мая 1915 года 820 пудов». Да, супротив американских и английских гигантов «силенок» действительно было маловато, но тянулись... Акционерная компания «Гольбрук» вызвалась поставлять паровозы. За 1916 год было поставлено на Кольский полуостров, включая станции Колу, Кандалакшу, Чупу и Княжую, 124 паро­ воза, в Архангельск - 186 единиц паровозной техники. Кроме того, она же (фирма) присылала платформы, запасные части и детали тормоза, необходимые для переустройства паровозов на тип тормоза, принятый на русских заводах. Поставки из Америки (а это через океан) не всегда проходи­ ли гладко. Только недопоставка двух комплектов светописных чертежей паровых тормозов из Америки в мае 1916 года обороти­ лась в переписку на 144 листах (в архиве - отдельная папка). Дело затягивалось, вместо конкретных шагов - взаимные упреки. 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz