Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.
ворило по-русски, и это вызывало недоразумения и столкнове ния с администрацией. Особенно успешным был труд финнов при скальных поро дах. Скальные работы составляли 10 процентов длины линии. Это были участки, сплошь усеянные валунами иногда огромных размеров. Количество убранных валунов не поддается даже при митивному подсчету. Это был нескончаемый труд - медленный и кропотливый. Их взрывали динамитом, сталкивали в болота, удаляли даже из-под высоких насыпей - боялись неравномер ной осадки. Особая тема - поставки железнодорожного оборудования и механизмов из Америки, Англии и Франции. Так, 11мая 1915 года Общество сталелитейных заводов Североамериканских штатов взяло на себя обязательство поставить в Колу и Кандалакшу: «...20.6 тысячи тонн рельсов, 2.6 тысячи штук скреплений и в том числу накладок - 1 тысяча тонн, подкладок - 765 тонн, косты лей - 678 тонн, болтов - 100 тысяч штук и 144 комплекта стре лочных переводов». Не все закупалось за рубежом. Наши заводчики как могли тягались с заграницей. Так, Общество русской железной про мышленности подрядилось с Управлением строительства дороги на поставку рельсовых болтов с гайками в количестве 18.820 пу дов на заводе в городе Саратове, на станции и Улешовской при стани на реке Волге. Удобно, можно возить и летом, и зимой. Да вот беда - «силенок» маловато. Так, «30 января 1915 года отправлено 4 тысячи пудов бол тов с гайками, 28 февраля, 30 марта и 30 апреля еще по 4 тыся чи пудов ежемесячно, 30 мая 1915 года 820 пудов». Да, супротив американских и английских гигантов «силенок» действительно было маловато, но тянулись... Акционерная компания «Гольбрук» вызвалась поставлять паровозы. За 1916 год было поставлено на Кольский полуостров, включая станции Колу, Кандалакшу, Чупу и Княжую, 124 паро воза, в Архангельск - 186 единиц паровозной техники. Кроме того, она же (фирма) присылала платформы, запасные части и детали тормоза, необходимые для переустройства паровозов на тип тормоза, принятый на русских заводах. Поставки из Америки (а это через океан) не всегда проходи ли гладко. Только недопоставка двух комплектов светописных чертежей паровых тормозов из Америки в мае 1916 года обороти лась в переписку на 144 листах (в архиве - отдельная папка). Дело затягивалось, вместо конкретных шагов - взаимные упреки. 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz