Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.
Таким образом определился и 10-й строительный участок Кола - Мурман, начальник дистанции - Павел Ильич Маслов. Схема была такова: на каждом участке до 1500 рабочих и 80 - 100 конных подвозчиков с лошадьми. К рекам и озерам грузы подвозились на лошадях, а далее как получится - на баржах или на пароходах. Но затем из-за жесточайшей спешки все поменя лось, решили брать числом, а не умением, и тогда число рабочих на участке доходило до 10 тысяч. Изыскательские работы на дороге были проведены за три ме сяца. Первая лопата земли (не могут обойтись без символов) в будущее полотно дороги легла в начале марта 1915 года, на север ном участке - в начале июня. Но, как гласит народная мудрость, «лихо лопатой можно только первый бросок сделать!..» Ранее, в апреле, в Колу через Норвегию, ясно, что на пароходе, привезли первую партию рабочих из Пензенской губернии - несколько со тен человек. Это и было первое поселение рабочих-землекопов на месте будущего Мурманска. Тогда же поселок получил назва ние Семеново. И далее перевозка рабочих на северный участок в Колу про ходила кружным путем через Швецию и Норвегию. Совместно с транспортным обществом и управлением по постройке были созданы за границей в Нарвике и Варде пункты приема, от правки и питания для этих рабочих. Все делалось чрезвычайно обстоятельно и очень оперативно. Хотя перевозки проходили в обстановке военного времени и зачастую в районах действия неприятельского флота, с перевозкой людей все обходилось. Не зафиксировано ни одного случая нападения на пароходы с ра бочими враждующей стороны. Ответственным за перевозку лю дей все это время был инженер по особым поручениям В. Г. Жу равлев. Специалистов до сих пор поражает та необычная, не имею щая в мировой практике скорость, с которой велось строитель ство Мурманской железной дороги, самой близкой к Северному полюсу на всем земном шаре. До этого в мире рекордным был (520 верст в год) канадский опыт. При строительстве Мурманской железной дороги - 740 верст в год. Невероятно, но бездорожье, полное отсутствие оседлого населения, непрерывная борьба со стихией, природные препятствия - все было против строителей, но работы велись с одержимым упорством и настырностью, ко торые могут позволить себе только русские люди. Они-то и вдох новляли на ударный труд иностранцев десятков народностей, работавших с ними бок о бок. 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz