Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

Север (пока еще без названия дороги, а вариантов будет несколь­ ко) город Петрозаводск (в надежде на Олонецкую), а конечным пунктом пока город Колу. Это связано с тем, чтобы открыть фи­ нансирование. Что касается окончательного решения - где быть конечному пункту, то это целая детективная история, а то бы быть нам в Александровске, а то еще дальше - на Рыбачьем. Но всему свое время... Пока же инженеры-путейцы разрабатывали проекты новой дороги, которую условно поделили на три участка. Член инже­ нерного совета Министерства путей сообщения, уже знакомый нам Б. А. Риппас разработал проект участка Кандалакша - Кола, инженер Журдан сделал разметку трассы Кандалакша - Сорок- ская бухта (по болотам!), а от Петрозаводска до Кеми и далее до Сорокской бухты предварительные изыскания произвел инже­ нер П. М. Романов. Как ни ругали все эти годы за просчеты в проекте новой доро­ ги, но общее мнение таково, что это был исключительно удачный и даже талантливый проект проведения линии. При срочности постройки и жесточайше краткие сроки была выверена и строго рассчитана оптимальная трасса, кратчайшая по направлению и рядом с крупнейшими судоходными озерами, что в условиях без­ дорожья приобретает решающее значение. Особенно пригодил­ ся и был использован в полной мере опыт предшествующих по­ колений, о котором вспоминал архангельский губернатор, когда направление линии Кандалакша - Кола полностью совпало с веховыми столбами, которые зимой использовали лопари при доставке почты из Кандалакши на побережье Мурмана. В октябре 1914 года в Семеновской бухте начинают строить морской порт. Сюда же стягиваются русские боевые корабли - военная флотилия Севера. Проведение железнодорожных путей непременно увязы­ вают с выходом ко всем крупнейшим внутренним и внешним морям. Одесская дорога обеспечивала выход к Черному морю, Прибалтийская - к Балтийскому. Транссибирская магистраль навечно связала Россию с Дальним Востоком и Тихим океаном. На Севере действовала построенная на средства Мамонтова Во­ логодско-Архангельская - до порта Архангельск. Правда, про­ пускная способность ее была чрезвычайно низкой. Это было связано с коротким временем навигации - зимой работы в мор­ ском порту замирали. Была и еще одна существенная причина. До 1914 года архангельская ветка была узкоколейной. Мамонтов возил из Архангельска в Москву и Петербург рыбу, и нагрузка 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz