Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

Талантливый проект Поражает, с какой быстротой принимались решения по строительству железной дороги на Север. Еще не был готов проект, еще думали и гадали, где быть конечному пункту ли­ нии, а 31 декабря 1914 года решение о строительстве дороги на Кольский полуостров принимается Советом Министров Россий­ ской империи, и уже утром 1 января 1915 года это решение было утверждено Николаем И. Нелишне напомнить, что способство­ вали этому выдающиеся государственные деятели-железнодо­ рожники: начальник Управления по сооружению железных дорог Герман Егорович Паукер, бывший министр путей сообщения Сер­ гей Васильевич Рухлов и новый министр Александр Федорович Трепов, которые и готовили проект решения. Впрочем, основным толчком к быстрому принятию решения явилась война с немцами. Как и предполагали российские аналитики, что в случае ак­ тивных боевых действий порты на Черном и Балтийском морях будут блокированы, так оно и случилось. О том, что Россия не была готова к войне, что не хватало элементарного военного сна­ ряжения и боеприпасов, знали все, не знали только одного: как это все быстро исправить. Только тогда и вспомнили о незамерза­ ющем Кольском заливе и свободном выходе из него в открытый океан. А к самому заливу выход был только один - железная до­ рога. Любопытно, как по мысли разработчиков проекта «собира­ лась» эта дорога от столицы до океана. Не спеша разберем и это. Уже существовало пригородное сообщение от Петербурга до станции Званка (нынешний Вол- ховстрой). Железнодорожную линию Званка - Петрозаводск взялось строить вновь образованное общество Олонецкой же­ лезной дороги (впоследствии она так и называлась, пока не была выкуплена казной и присоединена к Мурманской). По хода­ тайству земства этой губернии было решено использовать для ее строительства частный капитал. Как ни велико было в стране патриотическое движение - помочь фронту и все такое, но бо­ гатеев, желающих вложить свои деньги в заведомо «проваль­ ный проект», не находилось. Дорогу спроектировали и начали строить только с 14 июля 1914 года на средства французского синдиката «Enterprise Generale». В 1915 году строительство Оло­ нецкой железной дороги (384 версты) было успешно завершено. Заручившись поддержкой Совета Министров России, ве­ домство путей сообщения избирает начальной точкой дороги на 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz