Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.
Талантливый проект Поражает, с какой быстротой принимались решения по строительству железной дороги на Север. Еще не был готов проект, еще думали и гадали, где быть конечному пункту ли нии, а 31 декабря 1914 года решение о строительстве дороги на Кольский полуостров принимается Советом Министров Россий ской империи, и уже утром 1 января 1915 года это решение было утверждено Николаем И. Нелишне напомнить, что способство вали этому выдающиеся государственные деятели-железнодо рожники: начальник Управления по сооружению железных дорог Герман Егорович Паукер, бывший министр путей сообщения Сер гей Васильевич Рухлов и новый министр Александр Федорович Трепов, которые и готовили проект решения. Впрочем, основным толчком к быстрому принятию решения явилась война с немцами. Как и предполагали российские аналитики, что в случае ак тивных боевых действий порты на Черном и Балтийском морях будут блокированы, так оно и случилось. О том, что Россия не была готова к войне, что не хватало элементарного военного сна ряжения и боеприпасов, знали все, не знали только одного: как это все быстро исправить. Только тогда и вспомнили о незамерза ющем Кольском заливе и свободном выходе из него в открытый океан. А к самому заливу выход был только один - железная до рога. Любопытно, как по мысли разработчиков проекта «собира лась» эта дорога от столицы до океана. Не спеша разберем и это. Уже существовало пригородное сообщение от Петербурга до станции Званка (нынешний Вол- ховстрой). Железнодорожную линию Званка - Петрозаводск взялось строить вновь образованное общество Олонецкой же лезной дороги (впоследствии она так и называлась, пока не была выкуплена казной и присоединена к Мурманской). По хода тайству земства этой губернии было решено использовать для ее строительства частный капитал. Как ни велико было в стране патриотическое движение - помочь фронту и все такое, но бо гатеев, желающих вложить свои деньги в заведомо «проваль ный проект», не находилось. Дорогу спроектировали и начали строить только с 14 июля 1914 года на средства французского синдиката «Enterprise Generale». В 1915 году строительство Оло нецкой железной дороги (384 версты) было успешно завершено. Заручившись поддержкой Совета Министров России, ве домство путей сообщения избирает начальной точкой дороги на 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz