Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

Екатерининская гавань. На переднем плане - промерный мотобот «Свобода» - «рабочая лошадка » изыскателей, прибывших на проектирование порта на Мурмане. упросили его основать новый флот поближе к столице - в При­ балтике. Говорили, что строить военный порт на пустом месте, на Мурмане, неразумно и расточительно. Как же там жить морско­ му воинству - они все-таки «каста». Пришлось на этот раз уступить. Вопрос о проведении желез­ ной дороги оставили и вовсе на потом, хотя по накатанной до­ рожке уже проектируется военно-морская база на Мурмане, а в Александровске формируется коммерческий порт - статус горо­ да обязывает. Здесь уже 800 жителей, у причала административ­ ный пароход «Мурман» (не глубокая фантазия в названиях у от­ цов города). Но вот и радостная весть: на правах уездного города сюда из Англии по дну моря протянули телеграфный кабель. С 1 января 1902 года заработала двухсторонняя телеграфная связь (когда интервенты обосновались на Мурмане, англичане первы­ ми узнавали все мировые новости - телеграф работал исправно). В 1908 году особая Высшая комиссия по всестороннему ис­ следованию железнодорожного дела в России под председатель­ ством инженера путей сообщения Петрова представила план развития железных дорог на «пятилетку» (1912-1917 годы). В плане было четко обозначено - соединить железным путем Пе­ тербург с Олонецким краем и Мурманом. План предусматривал, что наиболее выгодно и экономически целесообразно вести же­ лезную дорогу через Петрозаводск и Кемь на Колу. При этом два крупных внутренних водоема - Ладожское и Онежское озера - соединялись с Белым морем. Проще будет везти неподъемную железнодорожную оснастку. Однако же, пока судили да рядили, вмешалась война. Вот тут-то все и началось. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz