Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

дороги - учат там прекрасно). В 1980 году ее назначили до­ рожным мастером на станцию Катозеро. Это был один из самых сложных околотков Княжегубской дистанции. Было трудно и сложно: маленькие дети, беспокойная рабо­ та - могут вызвать на линию в любое время дня и ночи. Ничего, справилась. Работа закалила ее характер. Трудилась так хорошо, что на следующий год перевели дорожным мастером на станцию Чупа (околоток также считался неблагополучным). Тяжело было с кадрами. С монтерами пути всегда проблема. Начала с дисци­ плины и с фактической оплаты за труд. Те, кто мог и умел рабо­ тать, это почувствовали. В результате она сплотила вокруг себя коллектив, а это была уже победа. Околоток стал числиться как очень хороший и работящий. На 9-й съезд железнодорожников (в 1991 году) ее единодушно избрали делегатом. Такими людьми не грех и похвастаться. Дорожный мастер Тамара Сергеевна Петухова на Севере уже 40 лет. Приехала в 1974 году вместе с трехлетней дочкой Ната­ льей. Первым местом работы выбрала, а точнее, направили на станцию Ена - монтером пути Кандалакшской дистанции пути. О выборе - кем быть, разговора не было, работа сама выбрала ее и не ошиблась. Железнодорожное начальство редко ошибается в людях, и, если кто приглянулся, значит, из этого человека будет толк. Так все и случилось. Уже через два года она стала бригади­ ром пути, а затем и дорожным мастером. Сразу же решила - к монтерам пути нужен особый подход. Когда сама была монтером, много думала об этом. И вот что придумала- недостает внимания этим людям. Работа у них тяжелая, пункты обогрева и места, где поесть, неуютные, и вдобавок погода не балует путейца. Начала с малого - с заработков монтеров, небольшие суммы откладыва­ ла «про запас» (обид не было) и на них организовала отмечать день рождения каждого. Накрывала стол, старалась предложить что-то домашнее. Когда денег не хватало, добавляла из своей зар­ платы. А небольшие подарки, которые дарила рабочим, - только на свои. На ее околотке не было проблем с кадрами. Как-то она призналась, что для нее они как дети. За всеми надо приглядеть, всех надо искренне оберегать. Рабочие держались за свои места, ценили такое внимание к ним, старались хорошо работать. Не надо было говорить о дисциплине, о производительности труда, о качестве выполняемых работ. Все эти показатели были наглядно и надежно «упрятаны» в их «кошельках». Удивительна судьба у этой женщины - дорожного мастера. В 1987 году после смерти сестры взяла к себе ее трех детей: го­ 180

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz