Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

«Разъезды не открыты». Читаем: «С июня путейцы начинают капитальный ремонт железнодорожного полотна. За зиму и вес­ ну путь основательно портится. Весенней водой его размывает. Увеличивается число пучин. Поезда в наиболее опасных местах (размывных) на 1411 и 1427 км могут идти только со скоростью от 5 до 10 км в час (в нашем случае 1429 км - почти рядом). Стрелочник Минин, ревизор движения Ярцев, начальник 9-й дистанции пути Назаров». Вот такая заметка появилась в газете в воскресенье 17 июня 1934 года. Номер газеты - 139, это для пущей достоверности. Не умеем мы извлекать уроки из прошлого, вот оно и стреля­ ет по нам из будущего. Мастера и династии Кольский полуостров - арктическая зона. Тут в любую мину­ ту может случиться экстремальная ситуация. Запуржит и закру­ жит так, что в сутки со снегом не разделаешься. Но путейцы не унывают и шибко-то не удивляются. «Вот и еще одна полярная надбавка», - говорят и шутят. Но при этом зимой всегда в готов­ ности «номер один». А летом - путевые работы, готовность та же. И так круглый год!.. Дорожные мастера - золотой фонд любой дистанции, а у себя на околотке мастер - непререкаемый авторитет. Он и спе­ циалист, и родитель, ибо монтеры пути для него как родные - все вместе: и радости, и огорчения. А чего больше, это от мастера за­ висит. В последние годы дорожные мастера зачастую женщины. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что на их околотках по­ чти не бывает конфликтов, чувствуется «материнская» забота о людях, всегда уютно в пунктах обогрева и где они едят. Плохо то, что такая тяжелая, неблагодарная и очень ответственная работа достается им с великим трудом, что несвойственно и нежелатель­ но для женщины. Но все есть как есть. Надежда Михайловна Барышева - дорожный мастер со станции Чупа родилась в семье железнодорожника. С выбором профессии проблем не было. «Буду работать на «железке», - как-то заявила она, да и выбора особого не было. «Где родился, там и пригодился». Начинала монтером пути. Поступила в Пет­ розаводский техникум железнодорожного транспорта (между прочем, через него прошла половина специалистов отделения 179

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz