Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

затем повернули к берегам Мурмана. Экспедиция, обогнув Коль­ ский полуостров, спустилась по Кольской губе, добросовестно осматривая все известные на тот период становища и учитывая советы немногочисленного местного населения, в основном ры- баков-поморов. Лучше Екатерининской гавани места для стоян­ ки морских судов действительно не нашлось. К этому мнению пришли и все крупные специалисты из свиты министра. Экспе­ диция С. Ю. Витте на Мурман имела знаковый характер. То, что чиновник такого ранга был послан царем для решения вопросов государственного значения, ко многому обязывала и его, и чле­ нов экспедиции. Свита Витте Состав экспедиции был, что называется, представительным: Конкевич Александр Егорович - морской офицер морского ве­ домства, Кази Илья Ильич - директор кораблестроительного завода морского министерства (грек по национальности, девиз «Жизнь - интрига»), Романов Петр Михайлович - член Госу­ дарственного Совета - директор канцелярии Министерства фи­ нансов, Мамонтов Савва Иванович (прозванный Саввой Вели­ колепным) - ныне агент железнодорожного ведомства. Это был горячий поклонник железных дорог, и не просто поклонник - он строил эти самые дороги, например - на Архангельск. Как из­ вестно, Архангельская губерния была одной из старейших в им­ перии. Она была образована 18 декабря 1708 года и была одной из восьми первых губерний в России. В состав ее вошли Коль­ ский полуостров с уездным центром в Коле. Поэтому для Мамонтова была великая честь строить такую дорогу от Вологды на Архангельск. Строил он ее узкоколейной, на большее и не претендуя, ибо собирался возить в столицы только рыбу. Но дорога вышла стратегически важной, так как одновре­ менно соединяла железнодорожным путем Пермь и Котлас. Па­ мятуя о великолепии Павловского вокзала в пригороде столицы, он и у себя мечтал превратить вокзалы Северной дороги в кар­ тинные галереи - русское искусство приблизить к народу. Хотел сделать железные дороги не только средством передвижения, но и инструментом культуры. Способствовал подъему патриотизма русского народа и народного достоинства. 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz