Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.
затем повернули к берегам Мурмана. Экспедиция, обогнув Коль ский полуостров, спустилась по Кольской губе, добросовестно осматривая все известные на тот период становища и учитывая советы немногочисленного местного населения, в основном ры- баков-поморов. Лучше Екатерининской гавани места для стоян ки морских судов действительно не нашлось. К этому мнению пришли и все крупные специалисты из свиты министра. Экспе диция С. Ю. Витте на Мурман имела знаковый характер. То, что чиновник такого ранга был послан царем для решения вопросов государственного значения, ко многому обязывала и его, и чле нов экспедиции. Свита Витте Состав экспедиции был, что называется, представительным: Конкевич Александр Егорович - морской офицер морского ве домства, Кази Илья Ильич - директор кораблестроительного завода морского министерства (грек по национальности, девиз «Жизнь - интрига»), Романов Петр Михайлович - член Госу дарственного Совета - директор канцелярии Министерства фи нансов, Мамонтов Савва Иванович (прозванный Саввой Вели колепным) - ныне агент железнодорожного ведомства. Это был горячий поклонник железных дорог, и не просто поклонник - он строил эти самые дороги, например - на Архангельск. Как из вестно, Архангельская губерния была одной из старейших в им перии. Она была образована 18 декабря 1708 года и была одной из восьми первых губерний в России. В состав ее вошли Коль ский полуостров с уездным центром в Коле. Поэтому для Мамонтова была великая честь строить такую дорогу от Вологды на Архангельск. Строил он ее узкоколейной, на большее и не претендуя, ибо собирался возить в столицы только рыбу. Но дорога вышла стратегически важной, так как одновре менно соединяла железнодорожным путем Пермь и Котлас. Па мятуя о великолепии Павловского вокзала в пригороде столицы, он и у себя мечтал превратить вокзалы Северной дороги в кар тинные галереи - русское искусство приблизить к народу. Хотел сделать железные дороги не только средством передвижения, но и инструментом культуры. Способствовал подъему патриотизма русского народа и народного достоинства. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz