Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

мание рассеивалось, а тут свежим взглядом да на чужом полигоне, чем не лишняя трени­ ровка, а что до огрехов, то в многоукладном путевом хозяйстве всякое может случиться, тут главное - не размениваться на мелочи, не пропустить главного, а оказать действен­ ную помощь. Это и было основным правилом Александра Ивановича. Далее рассказывали очевидцы - «соседи» с Петрозаводского отделения. Не будем запу­ тывать вас сложными путейскими терминами, но суть вот в чем. Идут по путям, вдруг Палей говорит: «Зазор больше нормы». На вид вро­ де нормально. Стали мерять - точно больше!.. Далее, подходим к стрелочному переводу. Палей отметил понижение остряка против рамного рельса. И все это на глаз. Дорожный мастер и верит, и не верит - на днях проверяли. Снова провели замер. Вновь оказался прав путеец с Севера, и тогда дорожный мастер то ли в сердцах, то ли в восхи­ щении вдруг и скажи: «Ну вы даете, прямо академик!..». Потом уж нам объяснили, что «понижение остряка измеря­ ется в сечении, где ширина головки остряка по верху составляет 50 мм, т. е. там, где колесо при шерстном движении начинает переходить с остряка на рамный рельс. При понижении остря­ ка против рамного рельса на 2 мм и более возникает отжатие и выкантовывание рамных рельсов под колесами при пошерстном движении по стрелочному переводу, что может привести к сходу поезда». Распознать на глаз действительно очень трудно и под силу только очень опытному путейцу. Это звание «академик» надолго закрепилось за ним, особенно тогда, когда Александр Иванович Палей перешел в ревизорский аппарат, но об этом чуть позже, а пока познакомимся с его биографией. Он родился на Украине, в городе шахтерской славы Донец­ ке. Корни у него крестьянские, это значит - «трудись до седьмо­ го пота, иначе семью не прокормишь». Так он затем всю жизнь и поступал. Раз в разговоре он признался, что железнодорожни­ ком быть не собирался, но, увидев как-то электровоз на рельсах, решил: а хорошо бы с этим хозяйством познакомиться поближе. Сказано - сделано. Поехал на Север, там вершатся все «великие дела», и с ходу поступил в Петрозаводский техникум железно­ дорожного транспорта. За этот период успел прожить большую 171 Александр Иванович Палей, ревизор по безопасности движения поездов по хозяйству пути. Фото 1987 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz