Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

обильные снегопады и заносы связывали пропускную способ­ ность северной части дороги. Чтобы избежать сбоев, необходимо было иметь резерв для движенцев. В короткие сроки были построены первые участки вторых путей - Катозеро - Карельский и Мурманск - 1444-ки­ лометр. Но наиболее грузонапряженным оставался участок Бе­ ломорск - Лоухи - Апатиты (418 км). В 1957 году (за один год) было закончено строительство вставок вторых путей первой очереди на 11 перегонах общей протяженностью 121 километр. В 1964 году строительство вторых путей 2-й очереди было про­ должено. Путейцы работали с большим напряжением, ведь вся работа совместно с управлением «Северное», позднее СМП-255, легла на них. Но им было не впервой - всегда путейцы были на острие «атаки». Тогда, когда тянули ветку на Печенгу (1961 год), и на Заполярный и Никель (1968 год). В 1964-1965 годах впервые в условиях Заполярья на участке Кандалакша - Лоухи были введены автоматическая блокировка и диспетчерская централизация стрелок и сигналов. У путейцев появились новые заботы и трудности: содержание рельсовых це­ пей в условиях автоблокировки. Ох и пришлось помучиться, но ведь и это немудреное дело освоили. «Время и труд все перетрут». А начиналось все это не так бодро. Первый этап строительства заключался в развитии и удлинении путей станций, чтобы обес­ печить пропуск длинносоставных и поездов повышенного веса. Работы производились в «окна» между поездами. Сдача объектов (перегонов, станций и др.) планировалась, как правило, на конец года. И вот в трескучие декабрьские морозы строители и железнодорожники-путейцы занимались пусконаладочными работами. Это был поистине героический труд. В декабре, когда на пути счет идет на миллиметры (то мороз, то оттепель, а рельс реагирует на температуру моментально), переходили на новые устройства. Костры, грохочущая техника, масса людей - порочная, но вынужденная практика, которую так и не удалось сломить со времен строительства дороги. Лишь благодаря высокому мастер­ ству железнодорожников не происходило серьезных браков. А весной, когда оттаивал балластный слой и земляное полотно на сданных зимой участках, часто бывали случаи просадок, переко­ сов, а иногда приходилось и закрывать перегоны. Первым перегоном вторых путей стал участок Катозеро - Карельский в 1960 году. Рельсошпальная решетка собиралась на месте, и при этом преобладающим был ручной труд. Это затем 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz