Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

вых материалов верхнего строения пути ее запроектировали и собрали. Началось, как тогда говорили, «ожелезнодорожнивание» насыпи. Первой о трудовом подвиге железнодорожников от­ рапортовала газета «На рельсах». В очередном номере № 45 за 18 ноября 1956 года (в воскресенье) появилась информация: «Железнодорожная линия Пинозеро - Ковдор построена. По ней открылось регулярное товарно-пассажирское сообщение». Так эта железнодорожная ветка родилась заново... Среди тех, кто строил эту дорогу, была скромная и исключи­ тельно работящая женщина Александра Алексеевна Терешко­ ва - монтер пути. Познакомились мы с ней еще в 1982 году. К тому времени проработала она на путях уже 33 года. Задушевной вышла беседа. Приехала она на Север по вербовке в 1949 году. Сразу же взяли на стройку монтером пути. Так всю жизнь в этой «должности» и пробыла. «Кто богу не грешен, а бабе не внук». Много было трудностей, еще сказывались отголоски войны и тяготы военных, лет и сейчас Терешкова даже и не сообразит, когда было труднее. Но люди... Люди, связанные одной общей це­ лью - возродить страну, преодолели все лишения и тяготы, и она вместе со всеми. С тех пор так и осталась в Пинозеро. Вырастила сына и его приобщила к путейскому делу, гордится им. Сын те­ перь большой человек - дорожный мастер Кандалакшской ди­ станции пути. Другой пример - Петр Егорович Чернов. 23 года прорабо­ тал он путевым обходчиком на 1257-м километре между Тикозе- ром и Апатитами. В 1955 году «с линии» переехал на станцию Апатиты, и ему, значит, досталось благоустроенная квартира. Спасибо руководителям дистанции - стали строить в городе благоустроенные дома и переводить сюда с околотков ветеранов производства. Много чего может вспомнить этот рядовой труже­ ник-путеец. Не раз приходилось спасать ему людей, предотвращать кру­ шения. В одну из тяжелых зим (хотя в Заполярье все они не из легких) Петр Егорович, делая ночной обход, рассказывал: «Ночь кромешная, темная. В двух шагах ничего не видно. Кругом лес. Иду, вглядываюсь в стальное полотно. Вижу, а вернее, чую, что- то в стыке неладно. Подбегаю с фонарем - нет целого куска рель­ са, откололся на морозе. А знаю, с юга должен быть поезд. И уже спиной чую - поезд где-то рядом. Это от волнения, думаю. При­ льнул ухом к рельсу, но, окромя воя пурги и шума леса, ничего не слышу. 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz