Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

дорогами. Часто предпринимал поездки именно поездом, и почти всегда его сопровождал инженер-путеец Сергей Витте, будущий министр путей сообщения и министр финансов. «К 1894 году в России было 32.500 верст железных дорог. Вто­ рой этап оживления строительства железных дорог приходится на период 1893-1907 годы. За это время введено в эксплуата­ цию еще 29.000 верст. Только в 1899 году построено 4.965 верст. На железнодорожном транспорте трудились 400.000 человек, 1 /6 часть рабочего класса России». Железнодорожники были верны себе. Весной 1894 года на Кольский Север направляется инженер путей сообщения Борис Александрович Риппас. Его цель - изыскание трассы желез­ нодорожного пути на Мурман. К мысли о проведения пути на Север подключились военные: им нужно было определиться с местом будущего военного порта для русского флота. Сошлись два мнения (два варианта): Мурман или Либава (в Прибалтике). Морское ведомство настаивало на Прибалтике: обжитое место, близко к столице, оперативное управление. Доводы были прин­ ципиальны и убедительны, а на Кольском Севере ни дорог, ни разветвленной инфраструктуры, ни даже... оседлого населения. Александр III был за Мурман. В качестве первого шага он 8 февраля 1883 года указал восстановить Кольский уезд. В рас­ поряжение уезда был предоставлен тридцатисильный пароход «Мурман». А местом стоянки парохода стала Екатерининская га­ вань (запомним). Тогда же по просьбе архангельского губернато­ ра А. П. Энгельгардта между Колой и Екатерининской гаванью была проложена телеграфная линия. На эти цели департамент экономики выделил 200 тысяч рублей, и 7 сентября 1895 года гу­ бернатор доложил Министерству внутренних дел, что телеграф заработал. Верный своим принципам - довести дело до конца, Алек­ сандр III в 1894 году, чтобы иметь беспристрастное мнение о якобы «незамерзающем заливе в районе Мурманского берега», посылает на Мурман на поиски гавани для военно-морского пор­ та министра финансов С. Ю. Витте, которому очень доверял. Эта поездка получила название «Экспедиция Витте». И об этом по­ подробнее, ибо она имела решающее значение для дальнейшей судьбы Мурмана. Сергей Юльевич Витте не был новичком в железнодорожном деле. Когда-то он начинал свою деятельность, будучи начальни­ ком Одесской железной дороги. Его выдающиеся способности были замечены (очевидно, в царском поезде), и ему предложили 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz