Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.
Будет и на нашей улице праздник В сентябре 1943 года, когда Красная Армия уже во всю громи ла фашистов, Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «Об учреждении нагрудных знаков...» железнодорожникам. Знаков было 8 и в том числе знак «Отличный путеец». Одним из первых в Заполярье его получил слесарь Мурманской дистан ции пути Григорий Васильевич Желнин. Приказы не поспевали за быстро текущими событиями. Это говорило о той роли, кото рую играли железнодорожники в период войны. Оценка Сталина была как всегда немногословна и категорич на: «Транспорт, - говорил он в докладе в ноябре 1943 года, - важ нейшее средство связи между тылом и фронтом. Можно произве сти большое количество вооружения и огнеприпасов, но если они не доставляются вовремя к фронту с помощью транспорта, они могут остаться бесполезным грузом для дела фронта. Роль транс порта является решающей. И если, несмотря на трудности воен ного времени и недостатки топлива, нам все же удалось снабдить фронт всем необходимы, то это заслуга наших транспортных ра бочих и служащих» (газета «Правда», 22 ноября 1943 года). А в начале ноября был опубликован Указ Президиума Вер ховного Совета СССР о награждении золотой медалью Героя Социалистического Труда 127 железнодорожников. Это ли не высокая оценка их работы за три года немыслимых испытаний и неимоверных усилий в продвижении воинских эшелонов к фронтам, в зоны военных действий? В середине июня 1944 года радостная весть для всей доро ги. Тогда все газеты вышли с броским заголовком: «Магистраль имени Кирова (Кировская (Мурманская) железная дорога) воз вращена Родине. Вечером 26 июня 1944 года был освобожден от немцев Петрозаводск. Магистраль очищена от фашистской нечи сти на всем ее протяжении». К 1944 году стало уже ясно, что война немцами проиграна. Военным стали давать краткосрочные отпуска для встречи с родными, что было очень необычно и не носило массовый харак тер - просто кому-то повезло. Такое было впервые за все три года войны. Это ощутили и железнодорожники. Потери в этих про фессиях на Мурманском отделении были достаточны по меркам «убыли по смерти» (так писали в приказах). В книге приема и 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz