Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

1942 год был урожайным на награды железнодорожников Севера. Воистину они проявляли чудеса храбрости, выносли­ вости и находчивости. Весь край пришел в движение. Эвакуи­ ровали детей, жителей, промышленные предприятия, литерные поезда с военными направлялись к фронту, полным ходом шла перегрузка из трюмов пароходов в вагоны военной техники, сна­ ряжения и боеприпасов от союзников, чтобы везти вглубь стра­ ны - и все это железная дорога. Одними из первых медаль «За боевые заслуги» в 1942 году получили б железнодорожников отделения дороги. Их имена из­ вестны, но в открытой печати из-за соображения секретности не указаны ни конкретное депо, ни конкретная станция, ни дистан­ ция... (может, возможным родственникам будет интересно): «Ка- найкин Андрей Егорович - бригадир дистанции сигнализации и связи, Стрельчук Сергей Александрович - начальник станции «Н», Бойков Яков Тимофеевич - старший дорожный мастер, Де­ мидов Петр Иванович - машинист депо, Иващенко Ефим Петро­ вич - котельщик депо, Колидоров Михаил Артемьевич - началь­ ник станции «Н». За время войны героически проявили себя работники Пино- зерской дистанции пути. Впоследствии она вошла в состав Канда­ лакшской дистанции. Александр Дмитриевич Кондратьев - уро­ женец Костромской губернии приехал на Мурманскую дорогу в 1921 году, работал дровокладом, стрелочником, путевым рабо­ чим в южной части дороги. На Север перебрался в 1933 году и работал в Кандалакше путевым рабочим. Затем были курсы бри­ гадиров, а перед войной стал дорожным мастером. Настырным был до учебы. Направили на станцию Жемчужная, к югу от Кан­ далакши. Ох и «утюжили» эту станцию немецкие стервятники. Бывало по 5 - 6 налетов за день. Как по расписанию работали, черти крестовые - их так и на­ зывали. Искромсают, исковеркают путь - только успевай восста­ навливать. А это ведь главный ход!.. А вскоре Указ из самой Москвы: «За восстановление железнодорожного полотна, разру­ шенного вражеской авиацией, наградить А. Д. Кондратьева орде­ ном Ленина». И далее были награды, уже после войны. Медали «За оборону Советского Заполярья», «За доблестный труд в Ве­ ликой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 1951 году - орден Трудового Красного Знамени - самая что ни на есть железнодо­ рожная награда - тут и Труд - тут и Знамя. Одним из первых медаль «За оборону Советского Запо­ лярья» в 1944 году получил дорожный мастер Мурманской 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz