Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.
Первыми кавалерами боевых наград на Мурманском отде лении дороги стали работники Мурманской дистанции пути дорожные мастера Бронислав Иванович Рамза и Петр Ильич Калинин. Оба начинали путевыми ремонтными рабочими, про явили себя. Стали классными специалистами. В марте 1942 года от имени Президиума Верховного Совета СССР, по представле нию Военного совета Карельского фронта они были награждены боевой наградой - медалью «За отвагу». Как было сказано в Указе, «за образцовое выполнение бое вых заданий командования на фронте борьбы с немецкими за хватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество». Похожие биографии, похожие поступки. Медаль «За отвагу», в общем-то, военная, но досталась им по праву - значит, проявили себя. Об этом поведала газета «Заполярный железнодорожник» за 1942 год, 28 марта. Весна. Всеми своими поступками путейцы на боевом посту, и совершенно заслуженные боевые награды. Старший дорожный мастер Яков Тимофеевич Бойков награжден медалью «За бое вые заслуги». Один из политруков Карельского фронта говорил: «Я с удовольствием писал наградные листы на железнодорож ников. Вот люди, беззаветно преданные нашей Родине. А какие чудеса храбрости проявляют они, чтобы доставить военно-стра- тегические грузы фронту. И не случайно иные фронтовые опера ции исчислялись вагонами и эшелонами...». В 1942 году большую роль стали играть зенитные бронепоез да. Более десятка их было на Кировской (Мурманской) желез ной дороге. Финские и германские подразделения войск с самого начала войны пытались нарушить работу железной дороги. Эше лоны с военным снаряжением постоянно подвергались налетам авиации, делались попытки проводить диверсионные вылазки групп из Финляндии. Чтобы защитить составы, командование Карельским фронтом срочно укрепила противовоздушную обо рону дороги и занялось формированием здесь зенитных броне поездов. На каждом таком поезде была подобрана группа опыт ных путейцев. Казалось бы, не самая «боевая» работа, не всякий раз будут бить по бронепоезду, но били, и вот тогда наступал черед выхода на путь путейцев. Это была адская работа, и если вначале монте ры пути ворчали на бездеятельность и рвались с бронепоездов туда, где «пожарче», то в последнее время после двух-трех ав ралов поутихли - на войне везде жарко, не сейчас, так через какое-то время. В мае - июне 1943 года авиацией противника 136
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz