Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

Первыми кавалерами боевых наград на Мурманском отде­ лении дороги стали работники Мурманской дистанции пути дорожные мастера Бронислав Иванович Рамза и Петр Ильич Калинин. Оба начинали путевыми ремонтными рабочими, про­ явили себя. Стали классными специалистами. В марте 1942 года от имени Президиума Верховного Совета СССР, по представле­ нию Военного совета Карельского фронта они были награждены боевой наградой - медалью «За отвагу». Как было сказано в Указе, «за образцовое выполнение бое­ вых заданий командования на фронте борьбы с немецкими за­ хватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество». Похожие биографии, похожие поступки. Медаль «За отвагу», в общем-то, военная, но досталась им по праву - значит, проявили себя. Об этом поведала газета «Заполярный железнодорожник» за 1942 год, 28 марта. Весна. Всеми своими поступками путейцы на боевом посту, и совершенно заслуженные боевые награды. Старший дорожный мастер Яков Тимофеевич Бойков награжден медалью «За бое­ вые заслуги». Один из политруков Карельского фронта говорил: «Я с удовольствием писал наградные листы на железнодорож­ ников. Вот люди, беззаветно преданные нашей Родине. А какие чудеса храбрости проявляют они, чтобы доставить военно-стра- тегические грузы фронту. И не случайно иные фронтовые опера­ ции исчислялись вагонами и эшелонами...». В 1942 году большую роль стали играть зенитные бронепоез­ да. Более десятка их было на Кировской (Мурманской) желез­ ной дороге. Финские и германские подразделения войск с самого начала войны пытались нарушить работу железной дороги. Эше­ лоны с военным снаряжением постоянно подвергались налетам авиации, делались попытки проводить диверсионные вылазки групп из Финляндии. Чтобы защитить составы, командование Карельским фронтом срочно укрепила противовоздушную обо­ рону дороги и занялось формированием здесь зенитных броне­ поездов. На каждом таком поезде была подобрана группа опыт­ ных путейцев. Казалось бы, не самая «боевая» работа, не всякий раз будут бить по бронепоезду, но били, и вот тогда наступал черед выхода на путь путейцев. Это была адская работа, и если вначале монте­ ры пути ворчали на бездеятельность и рвались с бронепоездов туда, где «пожарче», то в последнее время после двух-трех ав­ ралов поутихли - на войне везде жарко, не сейчас, так через какое-то время. В мае - июне 1943 года авиацией противника 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz