Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

За период особенно сильных морозов в феврале выявил 14 лоп­ нувших рельсов, причем многие из них - темной ночью. Только очень опытному путейцу такое возможно. Меры были приняты своевременно - происшествий не случилось. Начальник дистан­ ции пути т. Лузгин премировал его денежной премией». Из донесений тех лет: «2 ноября 1941 года путейцы Канда­ лакши выступили с предложением: объявить праздничные дни 7 и 8 ноября рабочими днями, а заработанные деньги отдать в фонд обороны. Этот патриотический почин поддержали все же­ лезнодорожники отделения дороги». «На станции Мурманск работает бригадир пути Бикчентаев. Занесен в книгу Доски почета. Участок у Бикчентаева и сложный и ответственный. Здесь электродепо, склад топлива, отстой пас­ сажирских вагонов». «Бригадир пути станции Имандра Данилов и его бригада об­ служивают, пожалуй, самый трудный 4-километровый участок. Все они стахановцы. Бригадир обучил их бдительно следить за поведением почвы, вовремя предупреждая деформацию полот­ на. Здесь свои хитрости и своя интуиция. Это хорошо усвоили путевые рабочие бригады Солдаткин и Дятчин». До 40-х годов быть путевым обходчиком считалось привиле­ гией мужчин. Но вот после призыва «Женщины - на транспорт» на станции Куна появилась путевая обходчица Хватова. Она не только опровергла устоявшееся мнение, но и несет службу не хуже опытного путевого рабочего. Она всегда на посту, всегда на дистанции и днем и ночью». С захватом немцами Петрозаводска (в октябре 1941 года) Мурманская (Кировская) железная дорога потеряла связь с цен­ тральными областями страны. Поэтому спешно и строго секретно строилась новая дорога в обход участка, захваченного врагом, - Сорока-Обозерская, с выходом на сеть железных дорог страны. Строители спешили. Вот-вот должны начаться поставки военной техники и снаряжения через Мурманский торговый порт. Специалисты были сплошь железнодорожники, недавние выпускники ЛИИЖТа, и среди них С. Славин, будущий началь­ ник Мурманского отделения дороги. Станция Обозерская была уже звеном Северной железной дороги и имела связь со страной. Протяженность линии - 350 километров. Железнодорожники построили и сдали ее в эксплуатацию за 3 месяца!.. Тем самым обеспечили важнейшие направления: Мурманск - Сорока и Обозерская - Вологда - Москва. Когда-нибудь мы расскажем и об этом. 135

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz