Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

работы и были удивлены необычной тишиной и покоем в при­ роде. Осеннее солнце, близоруко щурясь, как бы в преддверии полярной ночи, поглядывало на людей, как показалось, с жало­ стью. Люди тогда подумали, что, может, и впрямь полярная ночь надвигается, а оказалось, «ночь» та на четыре года - вон как обернулось. Вот и не верь после этого, что природа неодушевлен­ на. Еще как одушевленна. Это ведь и она помогла нам в той войне выстоять. Всю войну описать невозможно, так же трудно отобрать наиболее существенные эпизоды войны, касающиеся железно­ дорожников Кольского Заполярья. Но из многочисленных ис­ точников и донесений вырисовывался зримый образ человека в железнодорожной форме, для которого каждый день войны был предрасположен к подвигу. Зима-то и в мирное время для путей­ ца испытание, а уж в военное время тем более. Со свойственной ей беспечностью страна восприняла весть о начале войны, но тут же встрепенулась. Во-первых, оказалась как всегда не готова к войне, а во-вторых, слишком понадеялась на власть, что она за всех нас сама решит. Не получилось. И тогда свое слово сказал народ, но это к слову... Для железнодорожников Заполярья война началась несколь­ ко раньше, в 1939 году, в период финской кампании, правда, войной ее не назовешь. Но она высветила своих героев из сре­ ды путейцев. Первым на Кандалакшском узле орден Ленина в 1940 году получил начальник Кандалакшской дистанции пути Александр Семенович Морошкин. Как было сказано в Указе Президиума Верховного Совета СССР, «за успешное выполне­ ние заданий правительства по специальным перевозкам и про­ явленные при этом доблесть и мужество...». Заместитель началь­ ника дистанции Сергей Георгиевич Любаков был награжден орденом «Знак Почета», а бригадир пути Мурманской дистан­ ции пути Андрей Сергеевич Тюлюнов - медалью «За трудовое отличие». В феврале 1940 года областная газета «Полярная правда» со­ общала: «В любое время года выходят путейцы на линию. Как заправские следопыты, обследуют они каждый метр стальных путей, идут вдоль полотна железной дороги - ищут. Идут и идут вдоль полотна железной дороги люди в пургу, в темную поляр­ ную ночь, люди незаметной, но очень важной профессии - путе­ вые обходчики. Резкие перепады температур, времен года могут принести немало бед. Учитывая это, внимательно следит за состо­ янием пути путевой обходчик станции Ягельный Бор Михайлов. 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz