Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.
работы и были удивлены необычной тишиной и покоем в при роде. Осеннее солнце, близоруко щурясь, как бы в преддверии полярной ночи, поглядывало на людей, как показалось, с жало стью. Люди тогда подумали, что, может, и впрямь полярная ночь надвигается, а оказалось, «ночь» та на четыре года - вон как обернулось. Вот и не верь после этого, что природа неодушевлен на. Еще как одушевленна. Это ведь и она помогла нам в той войне выстоять. Всю войну описать невозможно, так же трудно отобрать наиболее существенные эпизоды войны, касающиеся железно дорожников Кольского Заполярья. Но из многочисленных ис точников и донесений вырисовывался зримый образ человека в железнодорожной форме, для которого каждый день войны был предрасположен к подвигу. Зима-то и в мирное время для путей ца испытание, а уж в военное время тем более. Со свойственной ей беспечностью страна восприняла весть о начале войны, но тут же встрепенулась. Во-первых, оказалась как всегда не готова к войне, а во-вторых, слишком понадеялась на власть, что она за всех нас сама решит. Не получилось. И тогда свое слово сказал народ, но это к слову... Для железнодорожников Заполярья война началась несколь ко раньше, в 1939 году, в период финской кампании, правда, войной ее не назовешь. Но она высветила своих героев из сре ды путейцев. Первым на Кандалакшском узле орден Ленина в 1940 году получил начальник Кандалакшской дистанции пути Александр Семенович Морошкин. Как было сказано в Указе Президиума Верховного Совета СССР, «за успешное выполне ние заданий правительства по специальным перевозкам и про явленные при этом доблесть и мужество...». Заместитель началь ника дистанции Сергей Георгиевич Любаков был награжден орденом «Знак Почета», а бригадир пути Мурманской дистан ции пути Андрей Сергеевич Тюлюнов - медалью «За трудовое отличие». В феврале 1940 года областная газета «Полярная правда» со общала: «В любое время года выходят путейцы на линию. Как заправские следопыты, обследуют они каждый метр стальных путей, идут вдоль полотна железной дороги - ищут. Идут и идут вдоль полотна железной дороги люди в пургу, в темную поляр ную ночь, люди незаметной, но очень важной профессии - путе вые обходчики. Резкие перепады температур, времен года могут принести немало бед. Учитывая это, внимательно следит за состо янием пути путевой обходчик станции Ягельный Бор Михайлов. 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz